Музыка и ее запись

Музыка и ее запись Музыка и ее запись

В 1893 г. французские археологи, делавшие раскопки в Дельфах, священном городе бога Аполлона, обнаружили две любопытные каменные пластинки. На них обычным греческим алфавитом конца II в. до н. э. были записаны гимны в честь Аполлона. Но от других греческих манускриптов, найденных ранее, их отличали бросающиеся в глаза дополнительные знаки, вырезанные между строками гимнов. К большому удовольствию археологов, оказалось, что это частично уцелевшие музыкальные партитуры, которые являются самыми ранними образцами музыки Древней Греции.

Оказалось, что эта поразительная находка и множество других фрагментов греческих музыкальных партитур относятся к периоду с середины III в. до н. э. до III в. н. э. Большинство из них записано на папирусах, часто очень маленьких бесформенных кусочках, которых, впрочем, достаточно, чтобы понять, что они в основном являются отрывками из музыкальных композиций для сопровождения таких пьес, как знаменитая драма "Орест", написанная Эврипидом около 450 г. до н. э. Эти редкие археологические находки определяют как древнегреческие нотные записи. Некто Алипий в III или IV в. н. э. создал довольно удобную нотную систему, ставшую классической для греческой музыки. Он составил список используемых символов (смесь алфавитных и псевдоалфавитных знаков) и дал подробное объяснение их значений. К счастью, его работа сохранилась благодаря усиленному копированию, распространенному в средние века. Знание древнегреческой системы нотной записи никогда не терялось — фактически наша современная система нот, начавшая развиваться в средние века и выкристаллизовавшаяся окончательно в XVII в., основана на греческом образце.

Музыка и математика

Первые уцелевшие образцы греческой нотной записи пришли из III в. до н. э., сама система была изобретена, вероятно, задолго до этого. Скорее всего, она была разработана вследствие акустических открытий, сделанных великим мудрецом и математиком Пифагором в конце VI в. до н. э.

По преданию, Пифагор, размышляя над тем, как облечь в математическую формулу музыкальную шкалу, набрел однажды на мастерскую кузнеца. Зачарованный гармоничным перезвоном молотков, ударявших по наковальне, он вошел, чтобы исследовать это явление. Сначала он задумался над тем, определяет ли сила удара высоту получаемых тонов; но это предположение пришлось исключить, после того как по его просьбе кузнецы поменялись молотками: они продолжали издавать те же звуки. Тогда Пифагор взвесил молотки и обнаружил, что самый тяжелый производил самый низкий звук.

Пифагор продолжал проводить эксперименты, на сей раз со струнами. Изменяя их длину, он открыл математический закон музыкальных тонов. Оказалось, что чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Какую бы ноту ни воспроизводила струна, сокращение ее вдвое давало тот же звук, только на октаву выше. Другие ноты октавы расположены между ними в строго определенных точках; например, то, что мы называем одной пятой, производится тремя четвертями той же струны, а одна четвертая — двумя третями. Пифагор выразил все это в виде ряда математических пропорций. Весьма сомнительно, что он лично участвовал в следующем этапе применения этих пропорций для космогонии. Но в более поздней версии этой теории утверждалось, что он обратил их в универсальный принцип, согласно которому строение планетарных орбит следует тому же соотношению, что и музыкальные паузы: когда планеты движутся по небосводу, они вызывают его вибрацию, производя "музыку сфер", которая слышна только посвященным.

Хотя современная наука не может принять эти мистические идеи, основные музыкальные открытия Пифагора обычно воспринимаются как поворотный пункт в научной истории. Действительно, они представляли первый четкий шаг к математическому выражению естественного мира.

Другим шагом вперед в атмосфере серьезного экспериментирования, последовавшего за открытием Пифагора, стало появление первой греческой нотной записи. Спустя столетия после Пифагора наблюдался подъем интереса к теории музыки, размеру и нотной записи не только в Греции, но и в других цивилизациях древнего мира. Первый уцелевший индийский труд по теоретическим наукам, написанный на санскрите, "Натия Шастра", был создан между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. В него входят комментарии по теории музыки с разъяснениями того, как индийские размеры (с октавами, подобными греческим и современным октавам) можно разбить на 22 микротона. Несмотря на острый интерес к более скрытой математической и теоретической стороне музыки, музыкальная традиция в Древней Индии была в основном устной, и записанная,музыка привлекала гораздо меньше внимания. (Подобным же образом большинство арабских музыкантов предпочитали импровизации, а не воспроизведение композиций своих коллег.) Самая ранняя индийская партитура, найденная в виде высеченной на камне надписи в Кадамай-ямалай, на юге Индии, относится к VII в. н. э.

В Китае научное исследование музыки относится почти к такому же давнему времени, как и опыты Пифагора. В 1978 г. при раскопках захоронения маркизы Юй периода китайского государства Чэнь конца V в. до н. э. был найден любопытный музыкальный инструмент. 64 колокольчика с постоянно изменяющейся частотой располагались на наклонной деревянной перекладине. На них должны были играть пять музыкантов, ударяя по колокольчикам, чтобы вызвать звучание. Поверхность каждого была исписана текстами, указывавшими на мелодию, которой он соответствует, его место на музыкальной шкале, используемой в государстве Чэнь, и связь этой шкалы с используемыми в других китайских государствах. Мелодии на колокольчиках представляют своего рода записанную музыку, и, хотя не уцелело ни одной партитуры, трудно согласиться с тем, что высокообразованные китайцы V в. до н. э. не записывали музыку.

Вероятно, китайцы этого периода исследовали ее примерно так же, как это делал Пифагор. Это становится очевидным из системы мер и весов, которая регулировалась по музыкальному принципу. Стандартом была нота, обозначенная специальным чан (спускающийся вниз колокольчик). Размеры получали путем использования чань, устройства 7 футов длиной, натягивавшего струну. Длина струны регулировалась до тех пор, пока не получался точно такой же звук, как и установленный чан. Почему китайцы решили выбрать эти колокольчики в качестве стандартной единицы, остается тайной, но ясно, что это дало толчок мастерству металлургов, необходимому для производства колокольчиков с совершенной высотой тона.

Интерес азиатов к связи математики и музыки сродни интересу Пифагора. Но было и существенное отличие. В то время как музыкальная шкала древних индийцев имела, подобно греческой, 7 нот, китайская делила октаву на 12 нот, стандартизируемых посредством специального набора колокольчиков. Какая связь, если таковая была, существовала между исследованиями музыки в Древней Индии, Китае и Греции, сказать трудно. Этот вопрос выводит на более высокий уровень понимания проблемы необычайного сходства между философскими учениями Пифагора и Будды. Нельзя сбрасывать со счетов возможность обмена идеями между Дальним Востоком и Средиземноморьем в тот период; спустя несколько столетий появились удивительно похожие разработки в технике (см. "Введение" в разделе Техника и технологии) и картографии (см. в разделе Транспорт) в Римской и Китайской империях.

С другой стороны, как западные, так и восточные исследования музыки, производившиеся в конце 1 тысячелетия, могли быть вызваны общим гораздо более древним источником. Предполагается, что Пифагор 12 лет своей жизни обучался у мудрецов Вавилона (Южный Ирак). Любопытно, что именно в этом регионе недавние исследования открыли совершенно новую главу в истории музыки.

Первая в мире песня

Десятки тысяч табличек, в том числе целые библиотеки, были найдены при раскопках на территории Вавилонии и ее северного соседа Ассирии. В то время как язык литературных клинописных текстов понятен филологам и доступен расшифровке, большой процент табличек, касающихся в основном специальных предметов, таких как математика и астрономия, можно разобрать лишь в сотрудничестве со специалистами в этих областях. Хорошим примером тому является музыка. Некоторые музыкальные тексты из Вавилона, найденные еще в 1919 г., стали понятны только после 50-летнего исследования терминологии.

Инициатива этого огромного труда принадлежит английскому археологу доктору Оливеру Гарни. Будучи заядлым любителем музыки, он смог определить, что на одной из неопубликованных табличек из его хранилища в тексте конца 1 тысячелетия до н. э., найденном в Уре, южной части Вавилонии, описаны струны какого-то музыкального инструмента, очевидно, лиры. Он показал копию таблички Анне Килмер (ныне профессор ассириологии в Калифорнийском университете в Беркли), которая в то время работала над вавилонскими математическими текстами, также содержавшими музыкальные термины. С помощью информации с табличек из Ура Килмер приступила к сложной задаче расшифровки математического текста. Выяснилось, что из этих 9 струн 8-я и 9-я повторяют через октаву 1-ю и 2-ю. Оказывается, вавилоняне использовали "семеричную" ("гептатоническую") шкалу, совершенно идентичную современной.

Вскоре последовали и другие открытия. Гарни натолкнулся еще на одну табличку, к работе над которой был привлечен оксфордский музыковед Давид Вулстан. Текст представлял собой поразительно точный ряд указаний тональности каждой струны вавилонской лиры. Еще большее удивление вызвала дата текста — табличка была сделана не позднее 1800 г. до н. э. К этой работе подключились другие музыковеды, в то время как Килмер занималась анализом дополнительных фрагментов музыкальных текстов и обобщением всей информации.

К середине 1970 гг. начала просматриваться некоторая определенность. Были разобраны и поняты вавилонские термины для интервалов и тональностей, и Килмер смогла заняться любопытной табличкой, найденной в Угарите (северная часть Сирии) в 1950 гг. Она уже была расшифрована, но ее содержание как-то сбивало с толку ассириологов. Вверху таблички был гимн, посвященный жене бога Луны, записанный на хурритском языке — одном из древних языков Сирии. Сразу же под гимном были проведены две линии; под ними Килмер определила уже известные ей из вавилонских табличек музыкальные выражения. Подставляя каждый слог гимна под соответствующую ноту сопроводительного текста, она смогла прочесть нотную запись и воссоздать всю песню нота за нотой. Угаритская табличка относится к 1400 г. до н. э. и является, по словам занимавшегося ею известного музыковеда Ричарда Крокера, "древнейшим из известных миру музыкальным листом".

Коллега Крокера Роберт Браун сделал модели лир по древним образцам, и в 1974 г. Килмер, Крокер и Браун публично исполнили музыкальное произведение, записанное на угаритской табличке. Спустя два года они записали эту песню на пластинку под названием "Звуки из тишины", к которой прилагалась брошюрка с подробным описанием этого открытия. Гимн из Угарита, по заключению ученых, был записан на современной семинотной диатонической шкале ("до, ре, ми..."); более того, это была не просто мелодия из отдельных звуков, а напевное созвучие. До того как этим занялась Килмер, считалось, что древняя музыка была лишена гармонии — даже во времена античной Греции.

Открытия из Древнего Вавилона полностью перевернули наше представление о происхождении западной музыки. По мере нахождения новых музыкальных текстов древнего Ближнего Востока можно ожидать новых удивительных сюрпризов, так как расшифрованные до сих пор таблички являются лишь верхушкой айсберга грядущих открытий.

Изобретение в Китае черного пороха для военных целей стимулировало развитие фейерверков. Хлопушки, которыми и поныне тысячи китайцев пользуются во время празднования Нового года, появились в III в. н. э., но тогда они представляли собой просто кусочки бамбука, которые нагревали в огне до тех пор, пока не взорвется находящийся в стволах воздух. Приблизительно в 1050 г. н. э. для хлопушек стали использовать черный порох и, таким образом, родились фейерверки.

Вскоре китайцы создали всевозможные виды фейерверков, от ракет до первых "екатерининских колес". Они придумали самые разнообразные эффекты, производя с помощью химических веществ вспышки всевозможных цветов. Сверкающие искры их "римских свечей" получались путем соединения порошка закаленного железа или стали с черным порохом.

Из всех изобретенных китайцами фейерверков наиболее захватывающими были так называемые "водяные" и "земляные крысы". Первые увидели свет в XII в.; они были похожи на бегущих крыс, изрыгающих пламя, стелящееся за ними вслед. "Водяные крысы" закреплялись на тонких лыжеобразных полосках, которые запускались через пруд или озеро, а "земляные крысы" — на суше. Эти эффектные зрелища иногда выходили из-под контроля, как это случилось во время праздника в императорском дворце в 1264 гг. В записках современника так описано это происшествие:

"Когда император Ли Сун удалился от дел, он устроил празднество... в честь своей матери, императрицы Кун Шэн. Представление с фейерверком состоялось во внутреннем дворе дворца. Одна из «земляных крыс» попала прямо на ступеньки трона императрицы-матери, что сильно ее напугало. Она в гневе вскочила, собрала свои юбки и приказала прекратить праздник. Взволнованный Ли арестовал чиновников, ответственных за организацию фейерверка, и ожидал распоряжений от императрицы-матери. На рассвете следующего дня он пошел к ней извиняться, говоря, что занимавшиеся этим чиновники отнеслись к своим обязанностям небрежно, и принял всю вину на себя. Но императрица-мать рассмеялась и сказала: «Может быть, это было сделано специально, чтобы меня напугать, а может быть, было непреднамеренной ошибкой и заслуживает прощения». Таким образом, мать и сын помирились и были по-прежнему нежны друг к другу".

Вместе с черным порохом фейерверки распространялись на запад, достигнув к XIII в. Южной Индии. В некоторых тамильских книгах тех времен, написанных специалистом по фейерверкам Бохнатаром, приводится около ста рецептов для производства всевозможных цветных огней. В Европе фейерверки не упоминаются вплоть до появления в 1540 г. книги Вануццио Бирингуччо из Сиены "Пиротехния", из которой становится ясно, что к этому времени они стали частью празднеств, посвященных выбору нового Римского Папы и других увеселений, частично сохранившихся до наших дней.

Культура и искусство

Читайте в рубрике «Культура и искусство»:

/ Музыка и ее запись

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики