Садоводство

Садоводство Садоводство

Англичане, не очень активные во всем остальном, являются самыми искусными и фанатичными садоводами. Эта их особенность — результат длительной практики, уходящей в глубь средних веков, когда основные методы, объем и формы современного западного садоводства были через Испанию заимствованы из исламского мира. Но главный фундамент западноевропейского садоводства был заложен при Римской империи.

Римляне были знатоками садоводства и принесли в Западную Европу широкое разнообразие новых видов культурных растений. Они ввезли в Британию виноградную лозу и такие овощи, как свекла, латук, редис и капуста; из деревьев — сладкий каштан, тутовое дерево, фигу и персик; из новых сортов цветов — розу, лилию и фиалку. В V в. н. э. искусство садоводства, как и многое другое, с развалом Римской империи пришло в упадок, но сами растения сохранились. Методы профессионального садоводства попали теперь по большей части в руки монахов, передавших последующим поколениям кое-какие сведения о культуре садоводства римских времен и создавших, в свою очередь, новые виды растений.

Одним из документов-свидетельств, созданных в монастырях раннего средневековья, является детальная карта, вычерченная французскими клириками незадолго до 840 г., изображающая идеальный план земельных участков монастыря. Вся площадь разделялась на три части: сад с фруктовыми деревьями, бывший также кладбищем; огород с грядками лука, чеснока, салата, латука, сельдерея, петрушки и других овощных культур; и плантация лекарственных трав (гербулариус), разделенная на 16 грядок для каждого отдельного растения. Монастыри, служившие в средневековом мире больницами, естественно, специализировались на выращивании трав для медицинских целей; там же находились и ведущие эксперты по виноградарству.

Тогда как в средневековой Европе большие сады были только при монастырях, в XIV в. в городах начало развиваться частное садоводство. Горожане позднего средневековья выращивали много видов растений, известных в настоящее время, включая ноготки, ромашку, желтофиоль, дельфиниум, наперстянку, подснежники и тюльпаны.

Сады в Древнем Риме

Несколькими веками ранее частные сады были особенно популярны в среде римлян. Они обычно располагались позади домов, на открытом пространстве, огороженном со всех сторон колоннадами и постройками. Такая планировка римских садов напоминала питомники, так как верхнее освещение подходило лишь для особых видов растений. Большинство посадок приходилось делать на грядках, помешавшихся на стенах высотой 2—3 фута.

Подобно современным энтузиастам, римские садоводы должны были покупать новые саженцы для своих садов в питомниках, где продавались также необходимые садовые инструменты. В римских питомниках археологи нашли всевозможные разукрашенные цветочные горшки, предназначенные для установки в садах, на крышах домов или на балконах. Римские садоводы для ускорения роста растений использовали также парники. Современные парники обычно состоят из каркаса с крышей из стекла или пластика, под которой скапливается тепло солнечного света, стимулируя рост отдельных видов овощей. Римские парники были, по существу, такими же, за исключением крыши, которую делали из лапис спекуларис ("зеркального камня") — прозрачного камня, предположительно слюды; в Древнем Риме применялось листовое стекло, но это было очень дорогое удовольствие. В таких парниках выращивали огурцы в корзинах с навозом, который и поныне является лучшим органическим удобрением.

Разгадка технологии садоводства времен Римской империи найдена во дворце, построенном в Иерихоне царем Иродом приблизительно в 15 г. до н. э. Археологи сделали основательные раскопки дворцового комплекса, включая часть садов. Там были обнаружены врытые в землю многочисленные горшки для цветов, по форме похожие на перевернутые вверх дном кувшины для вина, с отверстиями немного выше горлышка. Многие из них оказались разбитыми, но без каких-либо следов преднамеренности, так что вероятно, что они раскололись под давлением находившихся в них корней. Римские писатели Плиний и Катон описывают использование таких горшков для перевозки и выращивания новых деревьев. Молодой побег или отросток дерева помещали в наполненный почвой горшок с отверстием, где отросток содержался около двух лет, пока не появлялись корни. Затем его отделяли от дерева-родителя и пересаживали в другое место. Еще не установлено, какие именно виды растений выращивали в Иерихоне, но вероятными их видами являются цитрусовые, пальмы и иудейский бальзам.

Римляне, проживавшие в квартирах, разводили в ящиках на окнах розы, лилии и фиалки. Плиний писал в конце I в. н. э.: "Рядовые жители Рима с их миниатюрными садиками на подоконниках являлись как бы отражением всей страны". К сожалению, еще в его время все изменилось к худшему, и он сетовал, что "частые ограбления принуждают нас отгораживать от прохожих это прекрасное зрелище решетками".

Похоже, что римляне где-то к концу I в. до н. э. изобрели также искусство подстригания деревьев. Плиний описывает красивые живые изгороди в поместьях богачей, подстриженные так, что они изображали сцены охоты или морского боя. Многое из науки садоводства римляне взяли у греков, в том числе использование характерного греческого пейзажа при создании садов. Но, впрочем, и греки, и римляне в равной степени обязаны этим искусством гораздо более древним цивилизациям Египта и Ближнего Востока.

Древние египтяне обожали цветы не только за их красоту, но и за символику. Гирлянды, бонбоньерки и венки из живых цветов создавались по любому мало-мальски подходящему поводу, начиная с пиров и кончая похоронами. При каждом большом доме обязательно был сад. Египетские садовники выращивали деревья: они выкапывали их с корнями и землей и перевозили в огромных горшках, которые опускались с подвод на ремнях. Судя по рисункам на стенках гробниц, голубая водяная лилия была их любимым цветком, отчасти из-за яркой окраски, а отчасти из-за восхитительного аромата. Выращивали также красный и белый лотосы, ирисы, маки, ноготки, жасмин, дельфиний, олеандры, вьюнки и королевские хризантемы.

Ботанические сады

Египтяне были также первыми на Ближнем Востоке собирателями ботанических коллекций, положившими начало длительной традиции ввоза экзотических растений из других стран. В XV в. до н. э. женщина-фараон Хатшепсут вывезла из Сомали саженцы ладана, что отчасти объяснялось экономическими мотивами: египетские храмы расходовали очень много фимиама (см. "Ароматические средства" в разделе Личные вещи и украшения). Но ее племянник и последователь Тутмос III, оказалось, имел еще большую страсть к ботанике, что подтверждают изображения награбленного добра, которыми пестрят стены храмов в Карнаке. В числе трофеев — огромное число растений и семян, собранных во время его военных кампаний в Палестине и Сирии. Последующие фараоны поддерживали эту традицию. В начале XII в. до н. э. Рамсес III подарил храмам более 500 садов. Помимо удовольствия жрецы получали от них солидный источник дохода в виде ладана, запасов пищи и сырья, которые они продавали от имени богов.

Прихоть собирать растения развивалась и среди ассирийских правителей Северного Ирака. Царь Тиглатпаласар I (конец XII в. до н. э.) гордился своей ботанической коллекцией. "Кедр и самшит вечнозеленый привез я из разных покоренных мною стран, — похвалялся он, — деревья, которыми не обладал ни один из моих предшественников-царей; эти деревья я привез и посадил в своей стране, в парках Ассирии".

Последующие ассирийские правители продолжили эту. традицию, в их число входил Сйнахериб (701—681 гг. до н. э.), собравший в своих садах в Ниневии душистые растения из Сирии, включая мирт (который, как он утверждал, рос здесь лучше, чем на его родной земле), виноградные лозы со склонов гор и всевозможные виды фруктовых деревьев из разных стран. Предполагают даже, что там был и хлопок из Индии, так как он пишет о "деревьях, производящих шерсть". В одном месте он разбил сад на твердой скале, отделив от храма 5 акров земли и выкопав ямы для растений и каналы для воды глубиной в 5 футов.

На древнем Ближнем Востоке садоводство, вероятно, было своего рода спортом царей. Греческий историк Ксе-нофонт приводит занимательный диалог, состоявшийся в 407 г. до н. э. между греческим послом Лисандром и Киром, сыном и наследником императора Персии:

"Когда Лисандр принес Киру подарки из дружественных городов Греции, Кир гостеприимно принял его и среди прочих вещей показал ему свой сад, называемый Парадиз в Сардах. Лисандр был поражен красотой деревьев, их равномерной посадкой, ровными рядами, правильностью расположения относительно друг друга, одним словом, прямоугольной симметрией сада и восхитительным ароматом, который он источал.

Он не мог не восхищаться красотой всей картины, а особенно удивительным мастерством создавших все это рук. Кир был польщен этим и сказал: «Фактически я сам спланировал, разместил и разбил этот сад, а некоторые деревья я посадил собственными руками... Уверяю вас, если я нахожусь в добром здравии, то никогда не сажусь обедать, не поработав основательно, до пота, в саду»".

От названия садов, созданных персидскими императорами, произошло слово парадиз, первоначально означавшие "парк". Этот термин переняли греки, а затем римляне, когда стали разбивать собственные сады для отдыха, имитируя императорские сады Ближнего Востока. Современное значение термин получил, когда отцы христианской церкви начали использовать его для указания местоположения умерших, удостоившихся вечного блаженства.

Садоводство в Греции начало развиваться по образцу индийских садов. Греческий посол Мегасфен с восторгом описывал прекрасные парки, окружавшие дворец индийского царя Чандрагупты Маурьи (322—298 гг. до н. э.):

"Здесь держали прирученных попугаев и фазанов, и они жили среди красиво подстриженных кустарников, которым придворные садовники уделяли особое внимание. Вокруг находились тенистые рощи и лужайки, на них стояли прихотливой формы коряги, обработанные мастерской рукой резчика по дереву. Деревья в основном были вечнозелеными, и их листья никогда не желтели и не опадали: некоторые из них были местного происхождения, другие привезены из-за границы".

Во многих древних индийских текстах описывается, как богатые люди развлекались в своих загородных парках с искусственными озерами и прудами, часто с фонтанами и рукотворными холмами. Встречались даже первые образцы ландшафтных садов. Парки обводнялись каналами, проложенными от больших водохранилищ. У Чандрагупты II (415—375 гг. до н. э.), царя Северной Индии, в дворцовых садах было полно певчих птиц с ярким оперением и аистов, привязанных за одну ногу. Как описывает драматург Кали-даса, в жаркие дни специальное устройство охлаждало воздух великолепной дымкой из мельчайших брызг, разлетавшихся от водяной струи.

Не все большие сады предназначались исключительно для богачей. Уже издревле в Индии и Китае создавались общественные парки. Индийский царь Ашока (269—232 гг. до н. э.) очень гордился тем, что насадил рощи для отдыха простых людей. Другие правители следовали его примеру. В Китае во времена династии Тан (618—906 гг. н. э.) в городах создавались общественные парки, игравшие важную роль в жизни горожан. Жители толпами стекались туда в свободное время и по праздникам, чтобы полазать по холмам, покататься на лодках, побродить по траве, полюбоваться цветами, полежать в тени, а также поглазеть на выступления акробатов и уличных музыкантов. В этих парках продавались легкие закуски, напитки, безделушки и игрушки. Они были комбинацией площадок для игр и торговых рядов.

В Западном полушарии вожди великих американских цивилизаций разбивали такие же роскошные сады, как создаваемые для монархов Старого Света. Летний дворец ацтекского города Текскоко находился в центре обширных садов, раскинувшихся на многие мили. Он был возведен царем Нецауалкоатлем (1440—1472 гг.) на холме близ Тец-коцинко. Согласно свидетельству конкистадоров, там были зверинцы и вольеры для птиц, благоухающие рощи и обсаженные кустарником аллеи, огороды с лечебными травами, фонтаны и декоративные пруды, окруженные мраморными тротуарами, над которыми возвышались павильоны, где летом развлекались император и его наложницы. В садах были проложены каналы с водой, вытекающей из огромных искусственных прудов.

Наиболее совершенные ботанические сады древнего мира, вероятно, были в доколумбовой Америке. Император ацтеков Монтесума I (1440—1468 гг.) создал загородный парк в Уакстепеке (Мексика), наполнив его тропическими цветами и молодыми деревцами, присланными по его приказу из прибрежных провинций. Придворные чиновники отвечали за перевозку деревьев и кустарников, следя за тем, чтобы корни их были тщательно обернуты рогожей. Сам император присутствовал на открытии этих садов, сопровождавшемся религиозной церемонией. Методы орошения были так хороши, что можно было выращивать такие тропические виды растений, как ваниль и какао, — все это под неустанным надзором 40 садовников, привезенных вместе с семьями из "жарких стран", где произрастали эти культуры. Писатель XVII в. Гарсиласо де ла Вега описывал необычайный ботанический сад при дворе Юки, которым наслаждались инки в Перу до прихода испанцев в 1531 г.:

"Здесь были посажены чудеснейшие деревья, самые прекрасные цветы и благоухающие лекарственные растения, какие только есть в королевстве, а масса других,воспроизводилась в золоте и серебре на каждом этапе их роста, начиная с крошечного ростка, едва заметного у земли, и кончая цветущим растением в пору зрелости. Там были также и поля с зерновыми культурами, серебряными стеблями и золотыми колосьями, на которых были листья, волокна и даже зерна из шелка. Вдобавок к этому там были все виды животных из золота и серебра, такие как кролики, мыши, ящерицы, змеи, бабочки, лисицы и дикие кошки; на деревьях сидели птицы, а некоторые из них как бы опустились на цветы, вдыхая их нектар".

Первый европейский ботанический сад был основан в Падуе в 1545 г., очевидно, под впечатлением увиденного конкистадорами в Мексике и Перу.

Цветы и камни

Садовники Древнего Китая первыми подняли ремесло выращивания цветов до настоящего искусства. Их любимым цветком была китайская хризантема, воспетая в литературе еще в V в. до н. э. Они первыми упоминают желтые цветы, а белые и все другие стали популярны уже при династии Тан (618—906 гг.). Их культивирование началось давно; приблизительно в 1100 г. н. э. в руководстве по выращиванию цветов Лю Мена перечислялись 35 разновидностей хризантем, а несколькими годами позже поэт Фан Шэн написал, что видел коллекцию рисунков с изображением более 70 видов и форм цветов.

Во времена династии Хань (202 г. до н. э.—220 г. н. э.) великие сады Китая создавались умышленно простыми и естественными, но эта простота была чрезвычайно утонченной, наполненной духом традиций. Садоводство стало своего рода искусством, приближающимся к живописи. Среди садоводов-художников VI в. н. э. наиболее известным был Чан Сен Ю. Он разработал дизайн многих садов, но принцип был один, так как он работал в очень четких границах. У подножия "горы" среди деревьев прятался тростниковый домик — жилье философа-отшельника; там был ручей и пруд с лилиями, деревья, старая и желательно искривленная сосна, рощица бамбука и несколько скал причудливой формы. Однажды созданная, эта структура разбивки сада сохранялась веками.

Позднее скалы ("горы") стали играть еще более важную роль, как видно из работ мэтра средневекового китайского садоводства Хуэй Сана (1100—1125 гг. н. э.). Он был талантливейшим художником и знатоком растений, но помимо этого очень любил камни. Для своих садов в столице он собирал обточенные водой камни не только со дна озер, но и из старых частных садов. Иногда его баржи с камнями запруживали все каналы вокруг столицы. Он посылал жестокого садовника Шу Мина конфисковывать красивые камни и старинные деревья в частных садах, что тот и делал, используя целую армию крестьян, нанятых, чтобы обыскивать окрестности.

Более всего ценились известняки, которым вода придавала причудливые формы и которые было легче достать со дна озера Тай Ху, находящегося на юге Китая. Самые крупные из них достигали 6 футов в высоту; мелкие камни комбинировали с морскими раковинами и разноцветным гравием для домашних мини-садиков. В итоге камни из Тай Ху стали таким дорогим удовольствием, что выросла целая отрасль по их подделке. Мастера-фальсификаторы создавали камни такой фантастической формы, что озадачивали даже самых опытных знатоков.

Садовое искусство с использованием камней, в корне отличавшееся от западного садоводства, приобрело особенно вычурные формы в Японии. Огромным вкладом японцев в эту отрасль явилось изобретение в XV в. "сухих садов" (или "садов Дзэн"). Так как такие сады разбивали в основном в буддийских монастырях, то в них были камни и песок. Камни складывали ярусами, имитируя водопады, а песок постоянно разгребали, чтобы не дать прорасти сорнякам. Миниатюрные модели таких садиков устанавливали на лакированные подносы для украшения дома.

Японцы в начале X в. н. э. первыми основали декоративное садоводство. Садоводы переворачивали землю на больших площадях, создавая искусственные горы и озера. Садами Киото и других городов восхищались далеко за пределами Японии. Для их посещения в 1402 г. была организована, вероятно, первая в истории поездка группы туристов из Китая. Аристократические сады очень отличались от монастырских "сухих садов". Здесь было огромное многообразие цветущих деревьев, сосен и бамбука и, хотя камни являлись необходимым элементом, обязательны были и водные комплексы.

Плавучие и висячие сады

Самыми удивительными садами древнего мира были плавучие сады Теночтитлана в Мексике. В середине XIV в., когда ацтеки прибыли к месту своей будущей столицы на берегу огромной болотистой лагуны, они начали создавать необходимые для жизни сельскохозяйственные угодья. Сначала прорыли каналы через тростниковые болота, чтобы выйти к чистой воде. На плавающих островках из спутанных корней болотной растительности, оставленных между каналами, они связывали между собой корни водорослей, лишь слегка выступавших на поверхность. Из них затем делали площадки, достаточно прочные, чтобы удержать слой плодородной почвы, поднятый со дна озера.

Так было положено начало нинампасам, которыми восхищались испанские конкистадоры, когда, достигнув в 1519 г. озера, увидели плавающие островки с садами. Они имели в ширину от 15 до 30 футов и до 300 в длину, и слой почвы на них был толщиной до 4 футов. На самых больших из них росли даже деревья — ивы. Островки были достаточно прочными, чтобы удержать тростниковую хижину, в которой жил садовник с семьей. Чтобы острова не носило по озеру, они удерживались на месте сваями и плетеными загородками. Такие чинампасы служили для плотно населенной столицы основным источником овощей и цветов, включая розы.

Но самыми знаменитыми садами древнего мира, несомненно, были построенные на юге Ирака в VI в. до н. э. Вавилонские висячие сады, ставшие символом расточительности. Согласно античным писателям, они были построены Навуходоносором II Вавилонским (604—562 гг. до н. э.) для ублажения его жены, персидской принцессы Семирамиды, тосковавшей по родине. Они должны были имитировать характерный персидский пейзаж. Их описание, дошедшее до нас из античного предания, представляет что-то совершенно невероятное: сады были подвешены в воздухе так, что под ними можно было прогуливаться. Так их описывает греческий писатель I в. до н. э. Диодор Сицилийский, представивший точное описание висячих садов, основываясь на записях первых греческих путешественников.

Согласно Диодору, с некоторого расстояния висячие сады были похожи на расположенный террасами склон холма или на ряды сидений в греческом театре, так как "отдельные части целого поднимались друг над другом ярусами", основание же занимало площадь приблизительно 0,25 квадратной мили. Каждая терраса этого массивного сооружения была засажена деревьями и кустарниками, верхушки которых образовывали плотную крышу, так что под ней действительно можно было прогуливаться. Внизу была целая система галерей, образованных поддерживающими стенками толщиной 22 фута и отстоящих друг от друга на 10 футов. Внутри были опоры для каждой террасы, сложенные из массивных каменных плит, покрытых растениями и выступавших наружу так, что каждый следующий уровень выдавался дальше другого. Отверстия в верхней конструкции пропускали солнечный свет в галереи, тогда как верхний ' ярус, или крыша, был достаточно прочным, чтобы выдерживать вес больших деревьев. Он имел свинцовое основание, покрытое двумя рядами обожженного кирпича, слоем тростниковых циновок, положенных на асфальт и, наконец, толстым слоем почвы, в которую высаживались деревья, что препятствовало протеканию воды на нижние ярусы.

Любопытно было узнать, как такие висячие сады могли сохранять влагу в засушливом климате Ирака. В трех древних источниках упоминаются "машины", поднимавшие воду из Евфрата для полива этих садов. Греческий географ Страбон называл эти машины "гребными винтами", но этот вид водоподъемных установок, по общепринятому мнению, был изобретен Архимедом в конце III в. до н. э. (см. "Водяные и ветряные мельницы" в разделе Обработка земли и добыча полезных ископаемых). Тогда прав Страбон? Возможно, устройство Архимеда было повторным изобретением. Итак, машины, с помощью которых орошали висячие сады, остаются загадкой. Не может помочь и тот факт, что среди многочисленных археологических находок, сделанных в Вавилоне, не было ничего, соответствующего классическим описаниям этих садов. Их местонахождение не установлено. Может быть, висячие сады на каком-то этапе были демонтированы, а огромные каменные плиты, которые могли бы явиться ключом к разгадке "подвешивания", использованы для других построек. Все, что еще можно было бы найти, — это части фундамента и кирпичной кладки. Древний город Вавилон занимал такую большую площадь, что его невозможно было полностью раскопать, и до недавних времен оставалась надежда найти хоть какие-нибудь следы висячих садов. Но в 1987 г. археологи по приказу Саддама Хуссейна начали восстанавливать Вавилон как комплекс, посвященный прославлению его режима. Результатом этого была постепенная расчистка огромных площадей древнего города. Такой варварский метод "реставрации" мог смести с лица земли последние следы самого удивительного в мировом садоводстве эксперимента, прославленного в античные времена как одно из семи чудес древнего мира.

Культура и искусство

Читайте в рубрике «Культура и искусство»:

/ Садоводство

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики