Из истории строительства мостов

Мост Мост

Строительство мостов началось тысячи лет тому назад. Простейшие мосты выглядели как бревно, перекинутое над рекой или долиной реки, в месте пересечения с оживленной дорогой. Со временем их стали подпирать для прочности камнями или бревнами.

Но ширина реки далеко не всегда позволяла перекинуть через нее бревно. Такие реки преодолевали с помощью веревочных мостов. На веревки, протянутые над водной поверхностью, укладывали деревянный или сплетенный из прутьев настил и получали воз можность переправы. Такие мосты строят и сегодня, например в труднодоступных местах: в джунглях, в каньонах, над горными речками.

С развитием торговли возникала потребность в строительстве прочных и долговечных мостов. Первыми их строителями в Европе были римляне. Построенные ими каменные мосты отличаются такой прочностью, что многие из них сохранились до наших дней.

В средние века мосты стали частью городской застройки. Прежде всего они стали использоваться для торговли. В городах на мостах часто строились лавки, а иногда и дома. Нижняя часть отводилась под магазин, а наверху жил его хозяин. Там же хранились и товары. Подобные мосты и сейчас можно увидеть в Венеции.

Но наибольшим распространением стали пользоваться свайные мосты. Их возводили на прочных сваях, забитых глубоко в дно реки. Прочность такого моста практически не зависела от ширины реки.

В зависимости от способа крепления полотна моста к опорам различают несколько типов мостов. Балочный мост опирается на систему поперечных балок. Полотно арочного моста опирается на ряд арок, соединяющих его опоры.

Вантовый (или висячий) мост является самым сложным по устройству. Его полотно висит на прочных канатах или цепях. Такие мосты строят на реках с болотистым или каменистым дном, в которое сложно или невозможно забивать сваи.

Что такое разводной мост?

Любой мост представляет собой не только удобный путь для сообщения между берегами, но и препятствие для плывущих по реке кораблей.

Если река является судоходной, то мост строят так высоко от уровня воды, чтобы корабли могли свободно проходить под ним. Но в некоторых случаев этого оказывается недостаточно. Например, морские суда имеют такую большую высоту, что не могут пройти под речными мостами. В этом случае строят разводные мосты.

Середина такого моста может подниматься или поворачиваться, и тогда под мостом могут проходить корабли. Такие мосты построены на многих больших реках. Например, в Санкт-Петербурге все мосты через Неву можно развести для прохода больших кораблей. Понятно, что обычно мосты разводят глубокой ночью, чтобы не мешать движению городского транспорта.

Подвижными фермами снабжен и Тауэрский мост в Лондоне (Англия). Как и петербургские мосты, он является разводным, и его середина может подниматься.

Как и из чего строят мосты?

В прошлом мосты строили из дерева или из камня. Но со временем были изобретены гораздо более прочные материалы, например железобетон, из которого построено множество мостов во всех странах мира. Ряд арочных мостов, например, мост Ватерлоо в Лондоне, изготовлен из бетона.

Весьма необычно выглядят висячие мосты. Они прикрепляются мощными стальными тросами к высоким башням. Сами башни также прикрепляются стальными тросами к дополнительным опорам на берегу.

К концу XIX века при строительстве мостов начали применять сталь. Примером может служить Бруклинский мост в Нью-Йорке (США). Он был закончен в 1883 году и стал одним из первых стальных висячих мостов. Расстояние от одного конца моста до другого составляет 486 метров. Самый длинный висячий мост находится в Британии. Это Хамберский мост протяженностью 1410 метров.

Но наиболее широкое распространение получили балочные мосты из стальных конструкций, соединенных с помощью сварки или заклепок.

Интересно, что первый из Фортских мостов, открытый в 1890 году, имел две арки, расположенные по обеим сторонам острова Инчгрейв. Чтобы построить этот мост, потребовалось выплавить более 55000 тонн стали.

Аналогично построен и мост через залив в Сиднее (Австралия). Его пролет (расстояние от одного конца до другого) в 503 метра перекрыт одной огромной металлической дугой.

Одним из самых известных мостов такого типа является мост «Золотые ворота», находящийся в Сан-Франциско (штат Калифорния, США). Но самым длинным в мире является мост Акаши-Кайко, построенный в Японии. Его длина 1980 метров.

Строительство

Читайте в рубрике «Строительство»:

/ Из истории строительства мостов

Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам
Все рубрики