Ёлектродвигатель

Ёлектродвигатель Ёлектродвигатель

¬еличайшим техническим достижением конца XIX века стало изобретение промышленного электродвигател€. Ётот компактный, экономичный, удобный мотор вскоре сделалс€ одним из важнейших элементов производства, вытеснив другие виды двигателей отовсюду, куда только можно было доставить электрический ток. Ѕольшими недостатками прежней паровой машины всегда оставались низкий  ѕƒ, а также трудность передачи и «дроблени€» полученной от нее энергии. ќбычно одна больша€ машина обслуживала несколько дес€тков станков. ƒвижение от нее подводилось к каждому рабочему месту механическим путем с помощью шкивов и бесконечных ремней. ѕри этом происходили огромные неоправданные потери энергии.

Ёлектрический привод не имел этих изъ€нов: он обладал высоким  ѕƒ, поскольку с его вала можно было пр€мо получать вращательное движение (тогда как в паровом двигателе его преобразовывали из возвратно-поступательного), да и «дробить» электрическую энергию было намного проще. ѕотери при этом оказывались минимальными, а производительность труда возрастала.  роме того, с внедрением электромоторов впервые по€вилась возможность не только снабдить любой станок своим собственным двигателем, но и поставить отдельный привод на каждый его узел.

Ёлектрические двигатели по€вились еще во второй четверти XIX столети€, но прошло несколько дес€тилетий, прежде чем создались благопри€тные услови€ дл€ их повсеместного внедрени€ в производство.

ќдин из первых совершенных электродвигателей, работавших от батареи посто€нного тока, создал в 1834 году русский электротехник якоби. Ётот двигатель имел две группы ѕ-образных электромагнитов, из которых одна группа (четыре ѕ-образных электромагнита) располагалась на неподвижной раме. »х полюсные наконечники были устроены асимметрично — удлинены в одну сторону. ¬ал двигател€ представл€л собой два параллельных латунных диска, соединенных четырьм€ электромагнитами, поставленными на равном рассто€нии один от другого. ѕри вращении вала подвижные электромагниты проходили против полюсов неподвижных. ” последних пол€рности шли попеременно: то положительна€, то отрицательна€.   электромагнитам вращающегос€ диска отходили проводники, укрепленные на валу машины. Ќа вал двигател€ был насажен коммутатор, который мен€л направление тока в движущихс€ электромагнитах в течение каждой четверти оборота вала. ќбмотки всех электромагнитов неподвижной рамы были соединены последовательно и обтекались током батареи в одном направлении. ќбмотки электромагнитов вращающегос€ диска были также соединены последовательно, но направление тока в них измен€лось восемь раз за один оборот вала. —ледовательно, пол€рность этих электромагнитов также мен€лась восемь раз за один оборот вала, и эти электромагниты поочередно прит€гивались и отталкивались электромагнитами неподвижной рамы.

ѕоложим, что подвижные электромагниты занимают положение, в котором против каждого полюса неподвижных магнитов стоит одноименный полюс подвижного; при этом каждый неподвижный электромагнит будет отталкивать противоположный магнит барабана и прит€гивать близлежащий с противоположным полюсом. ≈сли бы полюса неподвижных магнитов не были асимметричны, такое устройство не могло бы работать, так как действие различных магнитов уравновешивало бы друг друга. Ќо благодар€ выступу полюсных наконечников неподвижных магнитов каждый из них прит€гивает ближайший по направлению вращени€ часовой стрелки слабее, чем другой, из-за этого первый приближаетс€ к нему, а последний удал€етс€. „ерез четверть оборота (в двигателе якоби — через одну восьмую) один против другого будут находитьс€ разноименные полюса, но в этот момент коммутатор мен€ет направление тока в подвижных магнитах, и один против другого будут оп€ть одноименные полюса, как и в начале движени€. ¬следствие этого подвижные магниты оп€ть получают толчок к тому же направлению, и так без конца, пока остаетс€ замкнутым ток.

 оммутатор представл€л собой очень важную и глубоко продуманную часть двигател€. ќн состо€л из четырех металлических колец, установленных на валу и изолированных от него; каждое кольцо имело четыре выреза, которые соответствовали 1/8 части окружности. ¬ырезы были заполнены изолирующими дерев€нными вкладышами; каждое кольцо было смещено на 45 градусов по отношению к предыдущему. ѕо окружности кольца скользил рычаг, представл€вший собой своеобразную щетку; второй конец рычага был погружен в соответствующий сосуд с ртутью, к которому подводились проводники от батареи (соединени€ с ртутью были наиболее распространенными в то врем€ контактными устройствами).

ƒиски, насаженные на вал двигател€, вращались вместе с ним. ѕо ободу диска скользили металлические рычаги, которые, попада€ на непровод€щую часть диска, прерывали электрическую цепь, а при соприкосновении с металлом - - замыкали ее. –асположение дисков было такое, что в тот момент, когда встречались разноименные полюса, контактные рычажки переходили через грань дерево-металл и этим мен€ли направление в обмотке электромагнитов. “аким образом, при каждом повороте кольца четыре раза разрывалась электрическа€ цепь.

 ак уже отмечалось, двигатель якоби дл€ своего времени был самым совершенным электротехническим устройством. ¬ том же 1834 году подробное сообщение о принципах его работы было представлено ѕарижской академии наук. ¬ 1838 году якоби усовершенствовал свой электромотор и. установив его на гребном боте, с дес€тью спутниками совершил небольшое плавание по Ќеве со скоростью 4, 5 км/ч. »сточником тока ему служила мощна€ батаре€ гальванических элементов. ѕон€тно, впрочем, что все эти опыты имели чисто демонстрационный характер — до тех пор пока не был изобретен и внедрен в производство совершенный электрический генератор, электродвигатели не могли найти широкого применени€, так как питать их от батареи было слишком дорого и невыгодно.  роме того, в силу разных причин, о которых мы будем говорить в следующих главах, двигатели посто€нного тока получили лишь ограниченное применение. √ораздо более важную роль играют в производстве электромоторы, работающие на переменном токе, к рассмотрению которых мы теперь переходим.

—ила и направление переменного тока, как мы помним, не €вл€ютс€ посто€нными. —ила его сначала возрастает от нул€ до какой-то максимальной величины и вновь убывает до нул€, затем ток мен€ет свое направление, возрастает до какого-то отрицательного максимума и вновь убывает до нул€. (¬рем€, за которое величина тока мен€етс€ от одного положительного максимума до другого, называют периодом колебани€ тока.) Ётот процесс повтор€етс€ с большой частотой. (Ќапример, в осветительной сети ток в 1 секунду течет п€тьдес€т раз в одну сторону и п€тьдес€т раз в противоположную.)  ак такое поведение тока будет отражатьс€ на работе электродвигател€? ѕрежде всего надо отметить, что направление вращени€ электродвигател€ не зависит от направлени€ тока, потому что при перемене тока изменитс€ пол€рность не только в €коре, но одновременно в обмотках, отчего прит€жение и отталкивание продолжают действовать в ту же сторону, что и раньше. »з этого как будто бы должно следовать, что дл€ двигател€ совершенно безразлично, каким током посто€нным или переменным он питаетс€. ќднако это не так. ѕри частом перемагничивании электромагнитов (несколько дес€тков раз в секунду) в них возникают вихревые токи, которые замедл€ют вращение €кор€ и сильно разогревают его. ћощность электромотора резко снижаетс€, и в конце концов он выходит из стро€. ƒл€ переменного тока необходима особа€ конструкци€ двигател€. »зобретатели не сразу смогли найти ее. ѕрежде всего была разработана модель так называемого синхронного двигател€ переменного тока. ќдин из первых таких двигателей построил в 1841 году „арльз ”итстон.

ѕредположим, что неподвижна€ часть двигател€ (статор) выполнена в виде восьмиполюсного венецеобразного электромагнита, расположенные попеременно полюса которого обозначаютс€ по их пол€рности буквами N и S. ћежду ними вращаетс€ €корь (или ротор) в виде звездообразного колеса, восемь спиц которого представл€ют собой посто€нные магниты. »х неизменные полюса обозначим буквами п и s. ѕоложим, что через электромагнит пропускаетс€ переменный ток. “огда концы сердечников электромагнита будут попеременно мен€ть свою пол€рность. ѕредставим себе, что в какой-то момент против каждого полюса электромагнита статора расположен одноименный полюс ротора. “олкнем колесо и сообщим ему такую скорость, при которой кажда€ спица п пройдет рассто€ние между двум€ соседними сердечниками N и S в промежуток времени, равный тому, в течение которого эти сердечники сохран€ют свою пол€рность неизменной, то есть в период времени, равный половине периода переменного тока, питающего электромагниты. ѕри таких услови€х во все врем€ движени€ спицы от сердечника N до сердечника S все сердечники перемагнит€тс€, отчего при дальнейшем своем движении спица оп€ть будет испытывать отталкивание со стороны сердечника, оставшегос€ позади, и прит€жение со стороны сердечника, к которому она приближаетс€.

–аботавший по этому принципу синхронный двигатель состо€л из кольцеобразного многополюсного магнита, пол€рность которого мен€лась под действием переменного тока, и из звездообразного посто€нного электромагнита, который был насажен на вал и вращалс€ описанным выше образом. ƒл€ возбуждени€ этого посто€нного электромагнита требовалс€ посто€нный ток, который преобразовывалс€ посредством коммутатора из рабочего переменного. ” коммутатора было и другое назначение: он использовалс€ дл€ пуска двигател€, ведь дл€ поддержани€ вращени€ ротора синхронного двигател€ ему требовалось сообщить определенную начальную скорость. ѕри включении через цепь сначала пускалс€ посто€нный ток, благодар€ чему двигатель начинал работать как двигатель посто€нного тока и приходил в движение. ƒо тех пор, пока двигатель не набрал требуемой скорости, коммутатор перемен€л направление в движущихс€ электромагнитах. ѕри достижении скорости, соответствовавшей синхронному ходу, у подвижного магнита полюса уже не мен€лись, и двигатель начинал работать как синхронный двигатель переменного тока.

ќписанна€ система обладала большими недостатками, кроме того, что синхронный двигатель требовал дл€ своего запуска дополнительный разгонный двигатель, он имел и другой изъ€н при перегрузке синхронность его хода нарушалась, магниты начинали тормозить вращение вала, и двигатель останавливалс€. ѕоэтому синхронные двигатели не получили широкого распространени€. ѕодлинна€ революци€ в электротехнике произошла только после изобретени€ асинхронного (или индукционного) двигател€.

ƒействие асинхронного двигател€ будет пон€тно из следующей демонстрации, которую провел в 1824 году известный французский физик јрго.

ѕусть подковообразный магнит NS приводитс€ рукой в быстрое вращение вокруг вертикальной оси. Ќад полюсами установлена стекл€нна€ пластина, поддерживающа€ острие, на которое насажен медный кружок. ѕри вращении магнита индукционные токи, наводимые в кружке, и образованное ими магнитное поле будут взаимодействовать с нижним магнитом, и кружок начнет вращатьс€ в ту же сторону, что и нижний магнит.

»менно это €вление используетс€ в асинхронном двигателе. “олько вместо вращающегос€ посто€нного магнита в нем примен€ютс€ несколько неподвижных электромагнитов, которые включаютс€, выключаютс€ и мен€ют свою пол€рность в определенной последовательности. ѕо€сним сказанное следующим примером.

ѕредположим, что I, II, III и IV — это четыре полюса двух электромагнитов, между которыми помещена металлическа€ стрелка. ѕод действием магнитного пол€ она намагничиваетс€ и становитс€ вдоль линий магнитного пол€ электромагнитов, выход€щих, как известно, из их северного полюса и вход€щих в южный. ¬се четыре полюса расположены по окружности на одном рассто€нии друг от друга. —перва ток подводитс€ к II и III. —трелка остаетс€ неподвижной по средней оси магнитных силовых линий. «атем подводитс€ ток ко второму электромагнит}'. ѕри этом одноименные полюса будут находитьс€ р€дом. “еперь средн€€ направл€юща€ силовых линий магнитов пройдет от середины рассто€ни€ между I и II к середине между III и IV, и стрелка повернетс€ на 45 градусов. ќтключим первый электромагнит и оставим активными только полюса II и IV. —иловые линии будут направлены от III к IV, вследствие чего стрелка повернетс€ еще на 45 градусов. —нова включим первый электромагнит, но помен€ем при этом движение тока, так что пол€рность первого магнита изменитс€ - - стрелка повернетс€ еще на 45 градусов. ѕосле отключени€ второго электромагнита стрелка переместитс€ еще на 45 градусов, то есть совершит полуоборот. Ћегко пон€ть, как заставить ее совершить вторую половину крута.

ќписанное нами устройство в основных чертах соответствует двигателю Ѕейли, изобретенному в 1879 году. Ѕейли устроил два электромагнита с четырьм€ крестообразно расположенными полюсами, которые он мог намагничивать с помощью выключател€. Ќад полюсами он установил медный кружок, подвешенный на острие. »змен€€ пол€рности магнита, включа€ и выключа€ их, он заставил кружок вращатьс€ точно так же, как это происходило в опыте јрго. »де€ подобного двигател€ чрезвычайно интересна, так как в отличие от двигателей посто€нного тока или синхронных электромоторов, здесь не надо подводить ток к ротору. ќднако в той форме, в которой его создал Ѕейли. асинхронный двигатель еще не мог иметь применени€: переключение электромагнитов в нем происходило под действием сложного коллектора, и, кроме того, он имел очень низкий  ѕƒ. Ќо до того чтобы этот тип электромотора получил право на жизнь, оставалс€ только шаг, и он был сделан после по€влени€ техники многофазных токов.

—обственно, многофазные токи и получили применение, прежде всего благодар€ электродвигател€м. „тобы пон€ть, что такое, к примеру, двухфазный ток, представим себе два независимых друг от друга проводника, в которых протекают два совершенно одинаковых переменных тока. ≈динственна€ разница между ними заключаетс€ в том, что они не одновременно достигают своих максимумов. ѕро такие токи говор€т, что они сдвинуты друг относительно друга по фазе, а если эти токи подвод€тс€ к одному электроприбору, говор€т, что тот питаетс€ двухфазным током. —оответственно, может быть трехфазный ток (если питание прибора происходит от трех одинаковых токов, сдвинутых друг относительно друга по фазе), четырехфазный ток и т.д. ƒолгое врем€ в технике использовалс€ только обычный переменный ток (который по аналогии с многофазными токами стали называть однофазным). Ќо потом оказалось, что многофазные токи в некоторых случа€х гораздо удобнее однофазного.

¬ 1888 г. италь€нский физик ‘еррарис и югославский изобретатель “есла (работавший в —Ўј) открыли €вление вращающегос€ электромагнитного пол€. —ущность его заключалась в следующем. ¬озьмем две катушки, состо€щие из одинакового числа витков изолированного провода, и разместим их взаимно перпендикул€рно так, чтобы одна катушка входила в другую. “еперь представим, что катушку 1 обтекает ток il a катушку 2 — ток i2, причем il опережает i2 по фазе на четверть периода. Ёто, как мы уже говорили, означает, что ток il, достигает положительного максимума в тот момент, когда сила тока i2 равна нулю. ≈сли мы мысленно разрежем катушки пополам горизонтальной плоскостью и будем смотреть на них сверху, то увидим сечени€ четырех сторон обеих катушек. ѕоместим между ними магнитную стрелку и будем наблюдать за ее движением.  атушки, через которые протекает переменный ток, как известно, €вл€ютс€ электромагнитами. »х магнитное поле будет взаимодействовать со стрелкой, поворачива€ ее.

–ассмотрим теперь положение магнитной стрелки, ось которой совпадает с вертикальной осью катушек в различные моменты времени. ¬ начальный момент времени (t=0) ток в первой катушке равен нулю, а во второй проходит через отрицательный максимум (направление тока будем обозначать так, как это делаетс€ в электротехнике — точкой и крестиком; крестик означает, что ток направл€етс€ от наблюдател€ за плоскость чертежа, а точка — что ток направл€етс€ к наблюдателю). ¬ момент tl токи il и i2 равны друг другу, но один имеет положительное направление, а другой - - отрицательное. ¬ момент t2 величина тока i2, нисходит до нул€, а ток il достигает максимума. —трелка при этом повернетс€ еще на 18 оборота.

ѕрослежива€ подобным образом развитие процесса, мы заметим, что по окончании периода изменений одного из токов магнитна€ стрелка завершит полный оборот вокруг оси. ƒальше процесс повтор€етс€. —ледовательно, при помощи двух катушек, питаемых двум€ токами, сдвинутыми друг относительно друга по фазе на четверть периода, можно получить тот же эффект перемены магнитных полюсов, которого добилс€ в своем двигателе Ѕейли, но здесь это получаетс€ намного проще, без вс€кого коммутатора и без использовани€ скольз€щих контактов, поскольку перемагничиванием управл€ет сам ток. ќписанный эффект получил в электротехнике название равномерно вращающегос€ магнитного пол€. Ќа его основе “есла сконструировал первый в истории двухфазный асинхронный двигатель. ќн вообще был первым, кто стал экспериментировать с многофазными токами и успешно разрешил проблему генерировани€ таких токов.

ѕоскольку получить двухфазный ток из однофазного было непросто. “есла построил специальный генератор, который сразу давал два тока с разностью фаз в 90 градусов (то есть с отставанием на четверть периода). ¬ этом генераторе между полюсами магнита вращались две взаимно перпендикул€рные катушки. ¬ то врем€, когда витки одной катушки находились под полюсами и индуцирующийс€ в них ток был максимальным, витки другой катушки находились между полюсами (на нейтральной линии) и электродвижуща€ сила в них была равна нулю. —ледовательно, два тока, генерируемые в этих катушках, были тоже сдвинуты по фазе относительно друг друга на четверть периода. јналогичным способом можно было получить трехфазный ток (использу€ три катушки под углом 60 градусов друг к другу), но “есла считал наиболее экономичной двухфазную систему. ¬ самом деле, многофазные системы тока требуют большого количества проводов. ≈сли двигатель, работающий на обычном переменном (однофазном) токе, требует всего двух подвод€щих проводов, то работающий на двухфазном — уже четырех, на трехфазном — шести и т.д.  онцы каждой катушки были выведены на кольца, расположенные на валу генератора. –отор двигател€ тоже имел обмотку в виде двух расположенных под пр€мым углом друг к другу замкнутых на себ€ (то есть не имеющих никакой св€зи с внешней электрической цепью) катушек.

»зобретение “еслы знаменовало собой начало новой эры в электротехнике и вызвало к себе живейший интерес во всем мире. ”же в июне 1888 году фирма «¬естингауз Ёлектрик  омпани» купила у него за миллион долларов все патенты на двухфазную систему и предложила организовать на своих заводах выпуск асинхронных двигателей. Ёти двигатели поступили в продажу в следующем году. ќни были гораздо лучше и надежнее всех существовавших до этого моделей, но не получили широкого распространени€, так как оказались весьма неудачно сконструированы. ќбмотка статора в них выполн€лась в виде катушек, насаженных на выступающие полюса. Ќеудачной была и конструкци€ ротора в виде барабана с двум€ взаимно перпендикул€рными, замкнутыми на себ€ катушками. ¬се это заметно снижало качество двигател€ как в момент пуска, так и в рабочем режиме.

¬скоре индукционный двигатель “еслы был значительно переработан и усовершенствован русским электротехником ƒоливо-ƒобровольским. »сключенный в 1881 году по политическим мотивам из –ижского политехнического института, ƒоливо-ƒобровольский уехал в √ерманию. «десь он закончил ƒармштадтское высшее техническое училище и с 1887 года начал работу в крупной германской электротехнической фирме јЁ√. ѕервым важным новшеством, которое внес ƒоливо-ƒобровольский в асинхронный двигатель, было создание ротора с обмоткой «в виде беличьей клетки». ¬о всех ранних модел€х асинхронных двигателей роторы были очень неудачными, и поэтому  ѕƒ этих моторов был ниже, чем у других типов электрических двигателей. (‘еррарис, о котором упоминалось выше, создал асинхронный двухфазный двигатель с  ѕƒ пор€дка 50% и считал это пределом.)

ќчень большое значение играл здесь материал, из которого изготавливалс€ ротор, поскольку тот должен был удовлетвор€ть сразу двум услови€м: иметь малое электрическое сопротивление (чтобы индуцируемые токи могли свободно протекать через его поверхность) и иметь хорошую магнитную проницаемость (чтобы энерги€ магнитного пол€ не растрачивалась понапрасну). — точки зрени€ уменьшени€ электрического сопротивлени€ лучшим конструктивным решением мог бы стать ротор в виде медного цилиндра. Ќо медь плохой проводник дл€ магнитного потока статора и  ѕƒ такого двигател€ был очень низким. ≈сли медный цилиндр замен€ли стальным, то магнитный поток резко возрастал, но.

ѕоскольку электрическа€ проводимость стали меньше, чем меди.  ѕƒ оп€ть был невысоким. ƒоливо-ƒобровольский нашел выход из этого противоречи€: он выполнил ротор в виде стального цилиндра (что уменьшало его магнитное сопротивление), а в просверленные по периферии последнего каналы стал закладывать медные стержни (что уменьшало электрическое сопротивление). Ќа лобовых част€х ротора эти стержни электрически соедин€лись друг с другом (замыкались сами на себ€). –ешение ƒоливо-ƒобровольского оказалось наилучшим. ѕосле того как он получил в 1889 году патент на свой ротор, его устройство принципиально не мен€лось вплоть до насто€щего времени.

¬след за тем ƒоливо-ƒобровольский стал думать над конструкцией статора неподвижной части двигател€.  онструкци€ “еслы казалась ему нерациональной. ѕоскольку  ѕƒ электрического двигател€ напр€мую зависит от того, насколько полно магнитное поле статора используетс€ ротором, то, следовательно, чем больше магнитных линий статора замыкаютс€ на воздух (то есть не проход€т через поверхность ротора), тем больше потери электрической энергии и тем меньше  ѕƒ. „тобы этого не происходило, зазор между ротором и статором должен быть как можно меньше. ƒвигатель “еслы с этой точки зрени€ был далек от совершенства выступающие полюса катушек на статоре создавали слишком большой зазор между статором и ротором.  роме того, в двухфазном двигателе не получалось равномерное движение ротора. »сход€ из этого, ƒоливо-ƒобровольский видел перед собой две задачи: повысить  ѕƒ двигател€ и добитьс€ большей равномерности его работы.

ѕерва€ задача была несложной достаточно было убрать выступающие полюса электромагнитов и равномерно распределить их обмотки по всей окружности статора, чтобы  ѕƒ двигател€ сразу увеличилось. Ќо как разрешить вторую проблему? Ќеравномерность вращени€ можно было заметно уменьшить, лишь увеличив число фаз с двух до трех. Ќо был ли этот путь рациональным? ѕолучить трехфазный ток, как уже говорилось, не представл€ло большого труда. ѕостроить трехфазный двигатель тоже было нетрудно - - дл€ этого достаточно разместить на статоре три катушки вместо двух и каждую из них соединить двум€ проводами с соответствующей катушкой генератора. Ётот двигатель должен был по всем параметрам быть лучше двухфазного двигател€ “еслы, кроме одного момента — он требовал дл€ своего питани€ шести проводов, вместо четырех. “аким образом, система становилась чрезмерно громоздкой и дорогой. Ќо, может быть, существовала возможность подключить двигатель к генератору как-нибудь по другому? ƒоливо-ƒобровольский проводил бессонные ночи над схемами многофазных цепей. Ќа листах бумаги он набрасывал все новые и новые варианты. », наконец, решение, совершенно неожиданное и гениальное по своей простоте, было найдено.

ƒействительно, если сделать ответвлени€ от трех точек кольцевого €кор€ генератора и соединить их с -трем€ кольцами, по которым скольз€т щетки, то при вращении €кор€ между полюсами на каждой щетке будет индуцироватьс€ один и тот же по величине ток, но со сдвигом во времени, которое необходимо дл€ того, чтобы виток переместилс€ по дуге, соответствующей углу 120 градусов. »наче говор€, токи в цепи будут сдвинуты относительно друг друга по фазе также на 120 градусов. Ќо этой системе трехфазного тока оказалось присуще еще одно чрезвычайно любопытное свойство, какого не имела ни одна друга€ система многофазных токов — в любой произвольно вз€тый момент времени сумма токов, текущих в одну сторону, равна здесь величине третьего тока, который течет в противоположную сторону, а сумма всех трех токов в любой момент времени равна нулю.

„тобы по€снить этот чрезвычайно важный момент, обратимс€ к воображаемой схеме. ѕредставим себе, что через круг, вращающийс€ вокруг своего центра, проход€т три соединенных между собой проводника, в которых протекают три переменных тока, сдвинутых по фазе на 120 градусов. ѕри своем вращении каждый проводник находитс€ то на положительной, то на отрицательной части круга, причем при переходе из одной части в другую ток мен€ет свое направление. Ёта система вполне обеспечивает нормальное протекание (циркул€цию) токов. ¬ самом деле, в некоторый момент времени проводники I и II оказываютс€ соединенными параллельно, а III отводит от них ток. Ќекоторое врем€ спуст€ II переходит на ту же сторону, где находитс€ III; теперь уже II и III работают параллельно, а I как общий отвод€щий ток провод. ƒалее III переходит на ту сторону, где еще находитс€ I; теперь II отводит то количество, что III и I подвод€т вместе. «атем I переходит на ту сторону, где еще находитс€ II, и т.д.

¬ приведенном примере ничего не говорилось об источниках тока.  ак мы помним, этим источником €вл€етс€ трехфазный генератор. »зобразим обмотки генератора в виде трех катушек. ƒл€ того чтобы протекание тока происходило описанным нами способом, эти катушки могут быть включены в цепь дво€ким образом. ћы можем, к примеру, разместить их на трех сторонах треугольника, допустим левого: таким образом, вместо трех его сторон мы получим три катушки I, II и III, в которых индуцируютс€ токи со смещением фаз на 1/3 периода. ћы можем также переместить точки приложени€ электродвижущих сил и на концы параллельных проводников. ≈сли мы поместим здесь наши катушки, то получим другое соединение. “реугольники, служащие теперь лишь провод€щими соединени€ми дл€ трех левых концов катушек, могут быть ст€нуты в одну точку. Ёти соединени€, из которых первое называетс€ «треугольником», а второе -«звездой», широко примен€ютс€ как в двигател€х, так и в генераторах.

—вой первый трехфазный асинхронный двигатель ƒоливо-ƒобровольский построил зимой 1889 года. ¬ качестве статора в нем был использован кольцевой €корь машины посто€нного тока с 24-м€ полузакрытыми пазами. ”читыва€ ошибки “еслы, ƒоливо-ƒобровольский рассредоточил обмотки в пазах по всей окружности статора, что делало более благопри€тным распределение магнитного пол€. –отор был цилиндрическим с обмотками «в виде беличьей клетки». ¬оздушный зазор между ротором и статором составл€л всего 1 мм, что по тем временам было смелым решением, так как обычно зазор делали больше. —тержни «беличьей клетки» не имели никакой изол€ции. ¬ качестве источника трехфазного тока был использован стандартный генератор посто€нного тока, перестроенный в трехфазный генератор так, как это было описано выше.

¬печатление, произведенное первым запуском двигател€ на руководство јЁ√, было огромным. ƒл€ многих стало очевидно, что долгий тернистый путь создани€ промышленного электродвигател€ наконец пройден до конца. ѕо своим техническим показател€м двигатели ƒоливо-ƒобровольского превосходили все существовавшие тогда электромоторы облада€ очень высоким  ѕƒ, они безотказно работали в любых режимах, были надежны и просты в обращении. ѕоэтому они сразу получили широкое распространение по всему миру. — этого времени началось быстрое внедрение электродвигателей во все сферы производства и повсеместна€ электрификаци€ промышленности.

Ёнергетика

„итайте в рубрике «Ёнергетика»:

/ Ёлектродвигатель

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просморам
¬се рубрики