”силение обратной св€зи

ќбратна€ св€зь ќбратна€ св€зь

¬ конце 90-х годов прошлого столети€ в ÷юрихе молодой јльберт Ёйнштейн будучи студентом нередко принимал участие в путешестви€х на €хте. ќдна из его при€тельниц — нека€ фрейлейн ћарквальдер впоследствии часто вспоминала его крайнюю необщительность. ќна рассказывала, что, как только ветер стихал и €хта замирала, Ёйнштейн сразу же доставал записную книжку и принималс€ что-то писать, не обраща€ внимани€ на своих спутников.

«Ќо стоило ветру снова подуть, — вспоминала далее ћарквальдер, — как блокнот исчезал, а Ёйнштейн был готов прин€ть участие во всех парусных работах».

„то же Ёйнштейн записывал в свой блокнот? —корее всего, мы никогда об этом не узнаем. ¬прочем, гораздо важнее получить ответ на вопрос почему он писал? ѕо мнению исследователей человеческого интеллекта, склонность к внезапному записыванию или рисованию €вл€етс€ одним из верных признаков гениальности.

»мпульсивные писаки

¬ 20-е годы нашего века исследовательница  атерина  окс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев — таких как сэр »саак Ќьютон, “омас ƒжефферсон, »оганн —ебасть€н Ѕах. ≈е исчерпывающее исследование сохранившихс€ фактов вы€вило поразительные совпадени€ в поведении и привычках этих выдающихс€ людей.

ѕо мнению  окс, одним из признаков гени€ €вл€етс€ склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзь€м и родным. Ёта тенденци€ начинает про€вл€тьс€ уже в раннем возрасте.  окс наблюдала ее не только у литераторов, но и у военных, политиков и ученых.

ќдин процент

ѕодтверждение словам  окс можно легко найти, порывшись в библиотеке. »звестно, что не более одного процента человечества имеют привычку описывать свои мысли и чувства в дневниках, заветных тетрад€х или книгах. Ќо вот что интересно: добившиес€ выдающихс€ успехов в жизни, как правило, попадают в этот один процент!

¬ библиотеке вы найдете обширнейший материал, включающий автобиографии, написанные великими, наиболее одаренными людьми на прот€жении веков: «јвтобиографию» Ѕенджамина ‘ранклина, «јвтобиографические заметки» Ёйнштейна, объемистые ««аписные книжки» Ћеонардо да ¬инчи, заполненные эскизами, графиками, тайнописью...   концу жизни — 1931 году у “омаса Ёдисона насчитывалось около трех миллионов страниц заметок и писем. “ак что же истинно: вс€кий писака — гений, или вс€кий гений — писака? ѕочему выдающиес€ умы начинают вести дневники? ћожет быть, они предчувствуют свою будущую славу и хот€т оставить наследство историкам? »ли страсть к писательству есть побочный продукт напр€женно работающего ума? »ли — избыточно раздутого эго? ј может быть — и именно здесь € хочу остановитьс€, — это механизм, с помощью которого люди, не рожденные гениальными, подсознательно развивают в себе выдающийс€ интеллект?

ƒревний секрет

¬ знаменитой сцене классического фильма 1959 года «»стори€ монахини» ќдри ’епберн и другие послушницы выстраиваютс€ в очередь за записными книжками в кожаных обложках. «ƒо конца своих дней, — говорит им мать-насто€тельница, — вы будете дважды в день обращатьс€ к своей совести и записывать в эти маленькие книжицы свои мысли и воспоминани€». ƒл€ героини

ќдри ’епберн дневник оказываетс€ т€жким бременем: когда она пишет, ее мысли витают в облаках. ¬озможно, она была бы более прилежна, если бы знала, что недавние открыти€ в области нейропсихологии подтверждают чрезвычайную пользу этой старинной традиции.

—упер монашки

¬ течение долгих лет ƒэвид —ноудон, геронтолог ”ниверситета штата  ентукки, изучал жизнь неприметной монашеской общины из ћанкато, штат ћиннесота. ѕодобно другим монашкам ордена — школе сестер Ќотр-ƒам, — монашки из ћанкато отличались поразительным долголетием. ƒвадцать п€ть из ста п€тидес€ти сестер перешли дев€ностолетний рубеж, а нескольким уже исполнилось больше ста лет. Ќо самое удивительное заключалось в том, что они стойко сопротивл€лись заболевани€м мозга, обычно сопровождающим старость. Ѕолезнь јльцгеймера, так же как и потер€ пам€ти, наблюдались у них намного реже и в более легкой форме, чем обыкновенно.

¬ чем же секрет? —ноудон готов объ€снить его. “ри года назад 678 сестер общины ћанкато согласились передать в дар исследователю свой мозг, и сейчас в коллекции —ноудона хранитс€ дев€носто п€ть экземпл€ров. —ноудон полагает, что результат исследовани€ непременно покажет необычайно высокий процент содержани€ перекрестных св€зей между нейронами мозга. —тарение и болезнь јльцгеймера блокируют и разрушают такие св€зи, но, если существует достаточный запас, то можно легко обойти бездействующие участки.

»спользуйте или потер€ете

ћы уже вы€снили, что в результате умственных упражнений дендриты, аксоны и глиальные клетки размножаютс€. —ноудон относит поразительную нейропсихологическую стойкость монашек ћанкато именно на счет режима интеллектуальных тренировок.

ƒело в том, что ”став ордена строго осуждает праздность духа: мозг об€зан неустанно трудитьс€. ћногие сестры пишут диссертации. ќни играют в интеллектуальные игры, решают головоломки, обсуждают политические вопросы, провод€т еженедельные семинары. » самое главное, кажда€ монашка ведет журнал своих духовных и интеллектуальных исканий. ѕодобно героине ќдри ’епберн в фильме «»стори€ монашки», они ежедневно исследуют свою душу и подробно записывают все происход€щее в ней.

ѕринцип участи€

 огда ћариан ƒаймон провела свой знаменитый эксперимент с крысами, помещенными в стимулирующую развитие обстановку, она исследовала также и так называемую контрольную группу. ¬ ней крысам не было позволено наслаждатьс€ игрушками, лесенками, колесиками и прочими восхитительными развлечени€ми суперкрыс, но они могли наблюдать за своими более счастливыми сородичами.

Ќекоторые теории развити€ детского интеллекта постулируют, что дл€ его роста достаточно лишь одного интеллектуального стимулировани€. —огласно этим теори€м, крысы-наблюдатели также могли бы развить у себ€ дополнительные нейрологические св€зи, но этого не произошло. ќни умирали в том же возрасте и имели столь же мало нейрологических св€зей, что и их несчастные собрать€ в абсолютно пустых клетках, которым не было позволено даже просто смотреть на других.

≈стественно, одного наблюдени€ оказалось недостаточно дл€ того, чтобы создать суперкрыс — зверьки должны были сами попробовать и потрогать все игрушки. Ёто наводит на мысль, что «эффект суперкрысы» €вл€етс€ следствием обратной св€зи. „ем интенсивнее крысы взаимодействовали со своей средой, тем в большей степени среда воздействовала на них, способству€ развитию мозга.

÷епь экспрессии

ќткрытие ƒаймон подтверждает то, что известно нейрологии уже более восьмидес€ти лет: физическое развитие существенной части мозга зависит не от наследственности и не от внешних стимулов, а от обратной св€зи с нашей собственной спонтанной и экспрессивной активностью. я называю это €вление цепью экспрессии.

≈ще в 1911 году —анть€го –амон-и- ахаль заметил, что микронейроны мозжечка развиваютс€ в пр€мой зависимости от активности ребенка. ѕозднее нейрофизиолог ’осе ƒельгадо установил,

что до 90% нейронов мозга формируютс€ после рождени€ и их количество и структура в значительной степени завис€т от характера информации, поступающей из окружающей среды.

Ќесмотр€ на то, что эти удивительные свойства обратной св€зи известны столь давно, их значение дл€ ускоренного обучени€ до сих пор не оценено по достоинству.

ѕолзайте!

Ќекий психолог исследовал два племени американских индейцев, которые обитали настолько близко друг к другу, что территории их резерваций пересекались. ќба племени жили в сходных культурных и экономических услови€х. » тем не менее у людей одного племени коэффициент IQ был на 25 пунктов выше, чем у другого. ќказалось, что в одном племени младенцам позвол€ли свободно ползать, а в другом племени (с низким коэффициентом IQ) их движени€ строго ограничивали.

»сследовани€, проведенные доктором –еймондом ƒартом, работающим в »нституте человека в ‘иладельфии, содержали аналогичные наблюдени€. ƒарт открыл «австралопитека» — недостающее звено эволюции. ¬ насто€щее врем€ его институт занимаетс€ общими проблемами развити€ человека. »сследу€ первобытные общины, там обнаружили, что те племена, в которых младенцы могли свободно ползать, имели более развитое общество, более высокие технологии и даже зачатки письменности. ¬ тех племенах, где дет€м не разрешалось ползать, письменность совершенно отсутствовала, научить читать таких людей можно было лишь с большим трудом. Ѕолее того, у людей из этих племен возникали затруднени€ при попытке сфокусировать зрение на рассто€нии руки — то есть именно на том рассто€нии, на котором и держат книгу при чтении, листок бумаги при письме, инструменты при работе. ƒействительно, «цивилизаци€ была создана на рассто€нии выт€нутой руки», — как остроумно заметил когда-то пионер ускоренного обучени€ доктор √ленн ƒоумен.

÷епь "глаз-рука"

ѕонаблюдайте за глазами младенца, который ползет по полу на четвереньках.  огда рука передвигаетс€ вперед, глаза ребенка фокусируютс€ на ней, и это движение повтор€етс€ тыс€чи раз. ћладенец не только учитс€ ползать, но и тренирует глаза дл€ работы на рассто€нии выт€нутой руки. ¬с€кий раз, когда ребенок выражает свою волю, прот€гива€ руку, он получает обратную св€зь — через прикосновение к полу, созерцание руки и переживание успешности собственных действий.

ћодель цепи экспрессии при ее более широком понимании способна пополнить непрекращающуюс€ дискуссию о роли стимулирующей среды в развитии ребенка. “радиционный метод создани€ развивающей среды предусматривает размещение около кроватки разноцветных елочных огней. ’от€ это и стимулирует зрение ребенка, однако не создает никакой обратной св€зи. ≈лочные огни будут способствовать развитию мозга не более, чем наблюдение за играющими собрать€ми способствовало развитию мозга крыс-наблюдателей.

ћодель, более соответствующа€ цепи экспрессии, должна предусматривать возможность вли€ть на гор€щие лампочки — например, нажима€ на кнопки панели управлени€. “огда у ребенка по€витс€ мгновенна€ обратна€ св€зь с собственными движени€ми. ƒл€ более старших детей полезны игрушки, которые крут€тс€ и мерцают при прикосновении.

 ак —тивен ’окннг тридцать лет водит смерть за нос

ѕринцип обратной св€зи имеет пр€мое отношение к тому, что известный физик —тивен ’окинг еще жив и работает. ѕосле того как у ’окинга была диагностирована болезнь Ћу √ерига (т€желое неврологическое заболевание),врачи не могли гарантировать ему более двух лет жизни. —ейчас, спуст€ тридцать два года после этого мрачного прогноза, ’окинг не только в очередной раз женилс€, но и продолжает вносить заметный вклад в развитие глобальной теории относительности — одной из наиболее современных отраслей физики. ќн даже стал в какой-то мере актером, сыграв роль в эпизоде фильма ««вездный переход в следующее поколение».

„то же произошло?

ѕрикованный к инвалидной кол€ске, неспособный написать ни строчки, ’окинг многие годы произносил лишь нечто недоступное пониманию. —ейчас он полностью потер€л голос, однако печатает свои сообщени€ на клавиатуре, а электронна€ аппаратура озвучивает его слова. ћногие годы ’окинга окружают внимательные студенты, которые лов€т каждое его слово и записывают каждую его мысль. “аким образом дл€ ’окинга формируетс€ стимулирующий цикл обратной св€зи и возможность самовыражени€, что помогает ему выжить и уже более тридцати лет сохран€ть €сный рассудок.

 огда у физика —тивена ’окинга была обнаружена т€жела€ неврологическа€ болезнь, ему пообещали два года жизни. Ќо уже тридцать два года он продолжает удивл€ть всех своими глубокими космологическими прозрени€ми. ’окинг посто€нно «выдает» новые идеи и получает немедленный отклик от своих студентов, готовых ловить каждое его слово. Ёта интенсивна€ обратна€ св€зь сохранила ему жизнь. —пециалисты-нейрологи считают, что развитие мозга в существенной степени зависит от физической и умственной обратной св€зи.

‘изик, котрын не знал математики

јнглийский изобретатель ћайкл ‘арадей был одним из наиболее выдающихс€ научных умов. ≈го теори€ электромагнитных полей и силовых линий вдохновила Ёйнштейна. “ем не менее метод ‘араде€ озадачил и озадачивает до сих пор тех историков науки, кому присуща пр€молинейность.

«‘арадей... отличалс€ абсолютной математической невинностью... —удивл€етс€ јйзек јзимов в "»стории физики". — ќн разработал свою теорию силовых линий удивительно незамысловатым способом, представив их как резиновые ленты».

”ченые, видимо, еще долго не знали бы, что делать с силовыми лини€ми ‘араде€, если бы ƒжеймс  ларк ћаксвелл впоследствии не описал их математически. Ѕедный ‘арадей очень старалс€ разобратьс€ в построени€х ћаксвелла, но в конце концов совсем запуталс€ и написал ћаксвеллу письмо, в котором умол€л его «перевести иероглифы на человеческий €зык, который € сам бы смог пон€ть».

«аписные книжки ‘араде€

≈ще более необычными были записные книжки ‘араде€. ќн заполн€л тыс€чи страниц необузданным, бессистемным, иногда поэтическим потоком мыслей.

«—егодн€ все ручьи и водопады пен€тс€ от избытка воды, — писал он в 1841 году после похода в √ейсбахе в Ўвейцарских јльпах. — —олнце светит €рко, и водопады пересекаютс€ красивыми радугами».

ќдна радуга привлекла его внимание.

«ќна была как дух, сильный своей верой, как крепка€ мачта посреди шторма... —писал он. — » хот€ временами она та€ла, но оживала вновь и продолжала сто€ть... » тбрызги воды, которые в своей €рости могли смести ее, сами оживл€ли ее и придавали ей еще большую красоту...».

 ак заметил писатель и ученый “омас ¬ест, вр€д ли это простое совпадение, что именно радуга так очаровала ‘араде€: сила и устойчивость формы радуги среди вихр€ и хаоса водопада таинственным образом напоминали об электромагнитных силовых лини€х, сохран€ющихс€ среди бесформенного эфира.

ќдин ученый, который попыталс€ восстановить ход научной мысли ‘араде€ на основании его записей, был шокирован и разочарован, ознакомившись со страницами дневника, в которых ему не удалось обнаружить никакого глубокого смысла.

«ƒневники... раздражают небрежностью записей, то и дело повтор€ющихс€», — писал этот ученый. ќн изо всех сил и совершенно тщетно пыталс€ отыскать что-то, напоминающее разумные идеи, но вместо этого погр€з «в тр€сине нечетко сформулированных принципов, концепций, наблюдений и фактов». ¬ конце концов он вынужден был признать, что «само отсутствие шаблона... свидетельствует о том, как мыслил ‘арадей... (подчеркнуто в оригинале). ‘арадей откладывал на врем€ необходимость понимать... он просто принимал идеи, которые €вл€лись ему. Ћогическа€ св€зность идей определ€лась не априорной схемой, а естественно возникала из хаоса мысли».

ћетод портативного банка пам€ти

‘арадей использовал метод, который € условно называю методом портативного банка пам€ти. Ёто очень просто. ¬ы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду, как это делали молодой Ёйнштейн и ‘арадей.

ћетод работает, потому что удовлетвор€ет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведени€. ≈сли же не удаетс€ записать свое озарение, вы, напротив, способствуете нетворческому поведению. ѕросто, не правда ли?

ѕосле совсем непродолжительной практики вы почувствуете резкий скачок качества и количества творческих мыслей. Ќа самом деле импульсивное записывание мыслей есть грубое формирование потока образов. Ёта привычка создает обратную св€зь между вашим сознанием, которое генерирует идеи, и вашим самоотчетом, который символически оформл€етс€ в блокноте.

Ёффект ƒрашта

” индусов есть специальное слово дл€ обозначени€ такого самоотчета. Ёто драшта, что можно приблизительно перевести как «наблюдатель» или «свидетель». ƒрашта абсолютно объективен. ќн бесстрастно взирает на мир и даже позвол€ет нам отдел€тьс€ от тела и смотреть на себ€ со стороны. ћожно представить себе блокнот как воплощение драшты. ќн позвол€ет нам формализовать поток смутного воспри€ти€, как если бы мы смотрели на все вполне объективно.

ћагнитофонна€ запись потока образов также €вл€етс€ драштой, поскольку она создает обратную св€зь между внутренним воспри€тием и объективным «свидетелем». ќднако поток образов €вл€етс€ более мощным инструментом, чем переносной банк пам€ти. «аписыва€ мысли в блокнот, мы делаем это уже после совершившегос€ событи€, когда поток описани€ уже не может повли€ть на мысленные образы. Ѕолее того, письмо исключает использование речи и слуха, которые так важны дл€ потока образов.

ќба метода — и просмотр образов, и переносной банк пам€ти — стрем€тс€ соединить полюса мозга и стимулировать его возможности, которые не используютс€ в других случа€х. ќсобенно успешно оба эти метода работают в тандеме, когда они направлены на одно и то же наблюдение.

ѕринцип √ейзенберга

¬ 1926 году немецкий физик ¬ернер √ейзенберг установил невозможность измерени€ траектории электрона в пространстве. ƒлина световой волны слишком велика по сравнению с крохотной частицей, а гамма-лучи, обладающие намного меньшей длиной волны, слишком мощны.  огда электрон встречает на своем пути гамма-излучение, он сбиваетс€ с курса. “аким образом, уже сам факт наблюдени€ за электроном мен€ет его движение и вносит погрешность в эксперимент.

Ёкстраполиру€ это открытие, √ейзенберг сформулировал свой знаменитый принцип неопределенности, который гласит, что некоторые параметры, например скорость и траектори€ движени€ частицы, не могут быть точно определены, поскольку само измерение искажает данные.

«“о, что мы наблюдаем, — не природное положение вещей в чистом виде, — считал √ейзенберг. — Ёто природное положение вещей, подвергшеес€ воздействию наших методов исследовани€».

ѕринцип неопределенности метафорически примен€етс€ почти в каждой области знани€, включа€ и психологию. — его помощью психотерапевты объ€сн€ют, почему нельз€ провести сеанс психоанализа с самим собой: присутствие живого аналитика, сид€щего р€дом с пациентом, стимулирует поток ассоциаций. ‘рейд считал, что на психоаналитика переноситс€ роль какого-нибудь человека, с которым пациент встречалс€ в прошлом. —овременные рел€ционные психотерапевты приписывают это €вление установлению эмоциональной взаимосв€зи между пациентом и аналитиком. Ќо все это лишь различные подтверждени€ одной и той же простой закономерности: свободные ассоциации возникают намного легче, если они проход€т через замкнутый цикл обратной св€зи. ¬нешний объект, будь то человек, аудитори€, блокнот или магнитофон, замыкает кольцо обратной св€зи, усиливающее слабое воспри€тие, которое само по себе неминуемо угасло бы.

ќтрицательна€ обратна€ св€зь

  сожалению, обратна€ св€зь не всегда способствует развитию мозга. ќтрицательна€ обратна€ св€зь тормозит мозг столь же мощно, сколь положительна€ стимулирует его.

¬ качестве примера формировани€ такой отрицательной обратной св€зи € могу привести давний случай, произошедший со мной в 1949 году, когда € еще училс€ в √арри сонберге, штат

¬ирджини€. Ќа уроке истории € за€вил, что считаю несправедливым, когда одни люди владеют огромными богатствами, в то врем€ как множество других голодают. Ќе будет ли правильнее распределить богатство равномерно? ’ороший учитель мог бы использовать этот провокационный вопрос как стартовую площадку дл€ введени€ в основы экономики. Ќо поскольку уже занималась зар€ эры ћаккарти, наш учитель отреагировал со страхом и подозрением: «Ќо это же будет коммунизм! — вскричал он, брызга€ слюной. — “ы что, этого хочешь?»

ћне было 11 лет, и € не знал, чего € хочу, но зато сразу пон€л, что мен€ запугивают. ѕри первой же возможности € пошел в школьную библиотеку, вз€л « апитал» и погрузилс€ в него, но благодар€ усыпл€ющему слогу ћаркса не стал борцом за дело пролетариата с ранней юности. ј к тому времени, когда € получил диплом бакалавра экономики, € уже твердо знал, что рыночна€ экономика, описанна€ јдамом —митом и √енри ’азлиттом, предлагает достаточно справедливое разделение благ, причем с различными формами воплощени€ в жизнь.

Ќесмотр€ на удачный конец этой истории, хочу отметить, что отрицательные последстви€ обратной св€зи могли сказатьс€ на моем пробуждающемс€ интеллекте самым печальным образом. ” более чувствительного или менее строптивого ребенка на моем месте мог бы на всю жизнь закрепитьс€ страх задавать вопросы. ѕо описанным ранее причинам отрицательна€ обратна€ св€зь €вл€етс€ серьезным преп€тствием на пути развити€ интеллекта. Ќаиболее эффективное средство коррекции таких последствий — прогон образов.

ѕринцип галерки

Ёксперты — первосв€щенники нашего времени. Ќеспециалисты не имеют права на высказывание собственного мнени€. » все же многие открыти€ в самых разных област€х были сделаны любител€ми. ¬спомните Ёйнштейна, скромного патентоведа, который решил возразить профессорам физики, или торговца √енриха Ўлимана, открывшего “рою после того, как профессионалы объ€вили ее легендой.

ћаловеро€тно, чтобы какой-нибудь ученый-физик в 1831 году поставил опыты, подобные опытам ‘араде€. “олько фантастическа€ интуици€ заставила ‘араде€ посмотреть, что получитс€, если вращать медный диск между двум€ полюсами магнита. ќн сам был потр€сен, увидев, что его конструкци€ генерирует электричество.

«Ёто открытие было дерзким творением мысли, — заметил впоследствии Ёйнштейн, — и им мы об€заны тому, что ‘арадей никогда не ходил в школу и сохранил редкий дар мыслить свободно».

” всех нас нередко возникают подозрени€, что эксперты бывают неправы в каких-то основополагающих вопросах медицины, политики, экономики, и нам не чуждо здоровое, естественное стремление освистать их «с галерки». јмериканска€ демократи€ основана на принципе галерки. ѕо конституции простые граждане имеют право решать все основные вопросы, а специалисты — судьи, генералы, политики — должны находитьс€ под их строгим контролем и наблюдением свободной, бдительной прессы. » все же обучение в школе, в колледже, на работе направлено на то, чтобы вытравить из нас дух галерки. Ќас учат не довер€ть самим себе, а прислушиватьс€ лишь к мнению экспертов.

Ќе случайно все гении сокрушали усто€вшиес€ авторитеты. —пособность несгибаемо нести брем€ своей непохожести — краеугольный камень высокого интеллекта. ¬ незамысловатой сказке о новом нар€де корол€ заключена глубока€ мораль.  оролевских подданных уверили, что только глупцы не вид€т нового плать€ его величества. ѕрикидыва€сь умными, горожане выставили себ€ круглыми дураками. ≈динственна€ светла€ голова оказалась у наивного маленького мальчика, который довер€л только тому, что видел сам, и осмелилс€ сказать, что король — голый.

—лучай с грузовиком

ќднажды грузовик застр€л под путепроводом, потому что кузов был слишком высоким. ѕолици€ и дорожна€ служба попытались протолкнуть его, но ничего не получилось. ¬се высказывали свои предложени€, как вызволить грузовик. —начала решили сн€ть часть груза, но от этого грузовик стал легче, приподн€лс€ на рессорах и еще плотнее застр€л под мостом. ѕробовали использовать лом и клинь€. ѕытались увеличить число оборотов двигател€.  ороче говор€, делали все, что обычно делаетс€ в таких случа€х, но становилось только хуже.

¬друг подошел шестилетний мальчик и предложил выпустить немного воздуха из шин. ѕроблема тут же была решена!

«абудьте о том, что вы знаете

ѕолици€ и дорожные рабочие не смогли освободить грузовик потому, что слишком много знали, и все, что они знали об освобождении застр€вших машин, сводилось, так или иначе, к применению силы. Ѕольшинство наших проблем лишь усугубл€ютс€ от нашего «многознани€». » только когда нам удаетс€ отвлечьс€ от известных решений, мы начинаем действительно улавливать суть проблемы.

 ажетс€, что все очень просто, но простота обманчива. ћногие люди, начина€ практиковатьс€ в прогоне потока образов, испытывают огромные затруднени€ при сопоставлении описани€ и сиюминутного воспри€ти€. ќни стрем€тс€ сгладить сырое воспри€тие и очень абстрактно, общими словами рассказывают об образах. ќни описывают то, что понимают, а не то, что вид€т.

¬ последующих главах мы покажем, как метод прогона образов используетс€ дл€ ответов на вопросы и решени€ задач. ќн работает наиболее эффективно, когда не абстрактно описываешь увиденное, а концентрируешьс€ на подробност€х чувственного воспри€ти€.

"яйца всхватку, пожалуйста"

ќднажды € провел довольно нелепый опыт, который тем не менее дал пищу дл€ размышлений. ¬се началось как-то утром, когда € заказывал завтрак в ресторане. я попросил €йца «всхватку». ќфициант, не моргнув глазом, принес мне €йца всм€тку, никак не отреагировав на то, что € заказал более экзотическое блюдо.

«аинтригованный, € повтор€л этот опыт примерно семьдес€т раз на прот€жении шести лет — особенно когда в ресторане было пусто, а официант хорошо говорил по-английски. ¬ шестидес€ти двух случа€х на оговорку не обращали внимани€, несмотр€ на то что € говорил намеренно громко и четко.

ћой друг, работающий в особо секретном подразделении ѕентагона, попробовал провести аналогичный эксперимент. ƒл€ того чтобы пройти контрольно-пропускной пункт, нужно иметь пропуск с подписью, фотографией и полным именем. ќн сложил п€тидолларовую купюру так, чтобы был виден только портрет јвраама Ћинкольна, потом поместил его поверх собственной фотографии. Ќесмотр€ на то что он продолжал пользоватьс€ этим пропуском целый год, никто из охранников не обратил на замену ни малейшего внимани€.

ѕредвз€тое мышление

Ёти примитивные эксперименты отражают один общий принцип, который подтверждаетс€ и более изощренными исследовани€ми. ¬ основном люди вид€т и слышат то, что они намереваютс€ увидеть или услышать, а не то, что происходит в действительности, поскольку улавливаетс€ лишь информаци€, на которую имеетс€ установка. ѕсихологи называют это «установочным мышлением».

¬ определенной степени установочное мышление весьма удобно, например, учитыва€, что у нас нет времени вслушиватьс€ в каждый слог: дл€ зан€той официантки гораздо проще предположить, что посетитель будет заказывать €йца, приготовленные традиционными способами.

— другой стороны, установки создают почву дл€ предрассудков. “ак, многие люди привыкли считать всех негров — подонками, а всех белых — расистами, мужчин — жестокими, женщин — истеричными, а республиканцев — узколобыми тупицами. ”становки затуманивают мышление ученых и статистиков, которые в цифрах вид€т то, что им угодно видеть.

ћетод просмотра образов стремитс€ освободить ум от предвз€тых установок. „ем более мы погружаемс€ в поток образов, тем активнее прививаетс€ привычка полагатьс€ на собственное воспри€тие, а не на предрассудки. ћы становимс€, как € это называю, независимыми наблюдател€ми — то есть людьми, которые все воспринимают и анализируют, а не предвосхищают.

4.12. —таньте независимым наблюдателем

ќт независимого наблюдател€ до гени€ совсем недалеко. ≈сли поощр€ть детей (да и взрослых тоже) свободно задавать вопросы и искать ответы, то мы поразимс€ их естественной гениальностью. ѕримерно к четырем годам все дети — независимые наблюдатели. ќни без устали начин€ют свой ум с помощью неуемного любопытства.

Ётот феномен до некоторой степени объ€сн€ет поразительную неустойчивость IQ у детей до 4-5 лет. ¬ таком возрасте тесты IQ совершенно непоказательны, поскольку один и тот же ребенок может получить всего 70 баллов, что ниже вс€ких стандартов, а через несколько дней без труда набрать достижимые только дл€ гениев 130 баллов. ѕедагоги предпочитают тестировать детей в

более позднем возрасте, но, к сожалению, к этому времени дети уже успевают усвоить, что быть независимым наблюдателем очень неудобно, а тест IQ отражает именно такие знани€.

4.13. ѕреодоление отрицательной св€зи

ќтрицательна€ обратна€ св€зь, возникнув однажды, остаетс€ с нами надолго, порой навсегда. Ќо если ее нельз€ уничтожить, то, может быть, можно как-то использовать? ¬едь делают же из лимонов лимонад!

ќтрицательна€ обратна€ св€зь может служить опорой, помогающей стать независимым наблюдателем.  огда учитель истории ругал мен€ за неуместный вопрос, он бессознательно стремилс€ подвести мен€ к установочному мышлению. ќн подразумевал, что все вопросы, св€занные с социальной справедливостью, относ€тс€ к страшной категории «коммунистических» и потому не должны даже возникать. Ќо € был упр€м и постаралс€ сам найти ответ.

 ак оказалось, детское возмущение социальной несправедливостью в конце концов определило мою будущую карьеру. ќно побудило мен€ изучать экономику и развило глубокое уважение к тем правам, которые гарантируютс€ истинно свободным рынком (который јмерике еще предстоит создать). «атем пришло понимание, что самосовершенствование за счет образовани€ и посто€нного ускоренного обучени€ €вл€етс€ самым верным способом реализовать равные возможности. Ќечто похожее на то детское беспокойство заставило мен€ защитить докторскую диссертацию по философии, посв€щенную проблемам образовани€ и развити€ интеллекта, а затем потратить двадцать п€ть лет на разработку методики прогона образов.

» теперь € хочу выразить глубокую благодарность своему учителю, невольно побудившему мен€ самосто€тельно искать ответ на свой вопрос. ќднако не всем так везет, как мне.

—формированна€ когда-то отрицательна€ обратна€ св€зь могла повернуть все в худшую сторону, а собственных сил оказалось бы недостаточно дл€ противодействи€. ќчень часто момент установлени€ отрицательной обратной св€зи относитс€ к незапам€тным временам или ее последстви€ настолько губительны, что человек уже просто не может вспомнить, когда он перестал быть независимым наблюдателем.

“ак можно ли превратить лимоны в лимонад по прошествии многих лет? ћожно ли что-то исправить, когда все давно усто€лось? ћожно.   этому заключению € пришел неожиданно дл€ себ€, изуча€ работы швейцарского психолога ∆ана ѕиаже. ѕредложенна€ им схема умственного развити€ — почти хирургически точный способ восстановлени€ с помощью потока образов.

—хемы ∆ана ѕиаже

ѕиаже изучал нормальное развитие ребенка на собственных дет€х. ќн заметил, что способность мыслить и воспри€тие ребенка развиваютс€ в несколько этапов: сенсорно-моторна€ стади€ (от рождени€ до восемнадцати мес€цев), стади€ предварительного опыта (до семи лет), стади€ конкретного опыта (от семи до одиннадцати лет) и стади€ формального опыта (от одиннадцати до п€тнадцати лет). ‘актически возрастные границы у разных детей варьируют.

ƒети продвигаютс€ вперед за счет длительных циклов обратной св€зи с окружающим миром, обуча€сь методом проб и ошибок. Ќапример, на ранней стадии предварительного опыта ребенок уверен, что если перелить воду из широкого низкого стакана в высокий и узкий, то воды становитс€ больше, потому что ее уровень повышаетс€. » когда вы переливаете воду обратно в низкий стакан, ребенок даже опасаетс€, что она там не поместитс€. ѕринцип сохранени€ количества вещества еще не пон€т. Ќо после нескольких экспериментов с жидкост€ми обратна€ св€зь поможет ребенку усвоить его.

ѕропущенные шаги

ѕо мнению ѕиаже, проблемы начинаютс€, если оказываетс€ пропущенной одна из стадий и ребенок усваивает какие-то пон€ти€ абстрактно, вместо того чтобы прин€ть их интуитивно.

 огда взрослые объ€сн€ют ребенку, что количество воды не зависит от формы стакана, то в маленькой головке будет более туманное представление, чем в случае, если понимание приходит в результате опыта. –ебенок перешагивает через существенный этап собственного развити€, и потому все последующие этапы будут покоитьс€ на более шатком фундаменте. “аким образом, начина€ с этого момента, все представлени€ ребенка о мире, о себе, о ¬селенной искажаютс€ и ослабл€ютс€, и дальнейшее развитие личности идет с определенным отклонением.

 онечно, изучать все методом проб и ошибок невозможно и даже физически опасно. —пособность учитьс€ на чужом опыте есть отличительна€ особенность, присуща€ человеку. Ќо обучение должно быть построено таким образом, чтобы ребенок открывал новое, пережива€ моменты творчества. Ќапример, ћакс ¬ертхеймер, основатель гештальт-терапии, указывал, что когда дети начинают понимать, как и согласно каким законам геометрии было установлено, что площадь параллелограмма равна произведению основани€ на высоту, то они не только запоминают формулу лучше, чем те, кто просто вызубрит ее, но и без труда переход€т к вычислению площадей других геометрических фигур.

ѕоэтому ѕиаже глубоко переживал, что именно на основании его теории разрабатываютс€ интенсивные программы обучени€, бомбардирующие ребенка информацией, а не позвол€ющие усвоить необходимые идеи опытным путем.

√ипнотическое возвращение к прошлому

¬ моей диссертации € рассуждал о том, как с помощью гипноза люди могут вернутьс€ назад и укрепить слабые места в своем образовании. ќпытный гипнотизер может вернуть человека к критической точке его интеллектуального развити€ и воссоздать недостающее звено дл€ усвоени€ неверно пон€той концепции.

ѕоскольку такой путь — дело сложное и дорогосто€щее, € пон€л, что он доступен лишь немногим, и отказалс€ от этой идеи на целых восемнадцать лет. «атем, в марте 1990 года, произошел неожиданный прорыв. –абота€ с группой по методу просмотра образов, € провел эксперимент. ¬о-первых, € познакомил их вкратце (за одну минуту) с познавательной схемой ѕиаже. ƒалее € предложил участникам перенестись с помощью потока образов в какой-нибудь ключевой момент своего интеллектуального развити€ в детстве или даже в младенчестве. (ѕоток образов должен знать, где находитс€ така€ точка, даже если мы сами не подозреваем о ней.)

ѕосле того каждый должен был рассказать своим партнерам о том, что возникало в его мысл€х, даже если это не совпадало со схемой ѕиаже. –абота€ с по€вившимс€ в воображении образом, участники должны были расслабитьс€ и свободно дрейфовать по своей фантазии, позволив ей воссоздать искомый эпизод детства.

¬се без исключени€ смогли вернутьс€ к ключевому моменту своего развити€ и обогатить его в воображении. ѕотом они переходили от эпизода к эпизоду, повтор€€ тот же самый процесс, пока не оказывались в насто€щем времени.

ƒл€ того чтобы подтвердить положительный эффект такого восстановлени€ дл€ интеллектуального развити€ личности, необходимы дополнительные исследовани€, но общее благотворное вли€ние на слушателей моих семинаров не подлежит сомнению. ”дивительно, насколько быстро и легко люди восстанавливали критические моменты своего развити€ — казалось бы, давно забытые. “ака€ гипермнези€, или углубленное воспоминание, возможна только при высокого класса и дорогосто€щей гипнотерапии. ј вот с помощью потока образов этого можно добитьс€ бесплатно и не прибега€ к гипнозу.

Ѕудьте осторожны!

ѕам€ть остаетс€ самым неуловимым из всех €влений духовного мира человека. ѕсихолог Ёлизабет Ћофтус опытным путем доказала, что не менее двадцати п€ти процентов людей можно заставить вспомнить то, чего не было.

—овершенно случайно Ћофтус обнаружила, что она сама относитс€ к таким люд€м.  огда ей было сорок четыре, ее д€д€ сказал ей, что именно она тридцать лет тому назад обнаружила тело своей матери, утонувшей в плавательном бассейне. «...» € вспомнила, — писала Ћофтус в книге "ѕсихологи€ сегодн€", — как мама в ночной сорочке плавает на воде лицом вниз... я закричала. ѕомню полицейские машины, блеск огней. «а три дн€ воспоминани€ словно проросли...»

«атем брат сказал ей, что д€д€ ошибс€. ќказалось, что тело обнаружила ее тет€ ѕирл, сама Ћофтус вообще ничего не видела.

«я была страшно удивлена такой доверчивостью моего, пр€мо скажем, скептического ума», — писала Ћофтус.

ƒалее € приведу некоторые упражнени€, которые помогут вам вспомнить и обогатить ключевые моменты вашего обучени€. Ќо хочу предупредить вас: невозможно установить, €вл€ютс€ ли воспоминани€ реальными, частично реальными или совершенно символическими и метафорическими. ƒа это и ни к чему. ¬ажно, что эти воспоминани€ по каким-то причинам имеют значение дл€ вас и подсознание предоставл€ет их в воспринимаемом и пригодном дл€ коррекции виде.

4.16. ѕоток образов — это не гипноз

Ќесмотр€ на то что у мен€ есть диплом, дающий право заниматьс€ гипнозом, € давно отказалс€ от такого средства обучени€ и развити€ — не только потому, что оно очень дорого, но и потому, что дает слишком большую власть гипнотизеру и €вл€етс€ опасным. ј методика просмотра образов не €вл€етс€ гипнотической: человек на прот€жении всего сеанса сохран€ет полное сознание, контролирует ситуацию и не более подвержен внушению, чем любой мечтатель-прохожий на улице.

“ем не менее если мы сбрасываем оковы со своей пам€ти, то последстви€ могут быть непредсказуемыми.

ѕоэтому € не рекомендую практиковать метод просмотра образов без наблюдени€ специалиста тем, кто страдает галлюцинаци€ми и нервными расстройствами.

“о, что было не со мной

≈сли в потоке образов перед вами встает слишком болезненное воспоминание, то € советую вам обсудить это с квалифицированным психотерапевтом, к выбору которого следует подойти с особой тщательностью. «а последние несколько лет миллионы людей под воздействием гипнотической регрессии вызвали у себ€ воспоминани€ о глубоких травмах — не только детских, но и происход€щих в их предполагаемых предыдущих жизн€х в ином воплощении. Ќе стану вдаватьс€ в обсуждение вопроса о том, насколько эти воспоминани€ соотнос€тс€ с реальными событи€ми, но, по крайней мере, 25 процентов воспоминаний (согласно исследовани€м Ћофтус) ложные. ¬озможно, этот процент даже выше, поскольку к подобной терапии, как правило, прибегают люди с повышенной внушаемостью.

ќдин весьма уважаемый педагог несколько лет тому назад развелс€, так как психотерапевт убедил его жену в том, что в предыдущей жизни муж преследовал ее, когда она была ребенком. ¬ мои задачи не входит решать, могло ли такое вообще произойти или нет, но все же развод мне кажетс€ слишком суровой мерой, если прин€ть во внимание зыбкость доказательств вины.

 ороче говор€, если вы вынуждены обращатьс€ к помощи психотерапевта, ищите специалиста, который известен своим ответственным подходом и соблюдением всех ограничений по применению гипнотической регрессии. ≈сли он поощр€ет вас слепо верить в правдивость таких воспоминаний, то он оказывает вам весьма сомнительную услугу.

»спользу€ процедуру когнитивного структурного усилени€, описанную далее, важно помнить, что мы стремимс€ не просто вызвать воспоминани€ о реальном, а хотим получить некий ключ к прошлому развитию, возможно, символический или метафорический. ѕри этом по€вление реальных и узнаваемых воспоминаний или их отсутствие равноверо€тны.

 огнитивное структурное усиление

»так, переходим к методике усилени€ обратной св€зи. Ќаша цель, как уже было сказано, вызвать и обогатить воспоминани€ о том, что јвраам ћаслоу назвал «пиковым учебным опытом». “ехника просмотра образов, котора€ используетс€ в данном случае, носит название когнитивного структурного усилени€ ( —”).

ќднако не пытайтесь примен€ть ее до тех пор, пока вы не освоите базовую методику просмотра потока образов, потратив на это несколько часов практических зан€тий.

1. ѕусть поток образов увлечет вас назад, к одной из ключевых точек вашего раннего интеллектуального развити€.

2. ќпишите своему партнеру или запишите на магнитофон все, что возникает перед вашим мысленным взором. ѕозвольте потоку образов развиватьс€ свободно.

3. — помощью потока образов представьте себе ситуацию, котора€ помогла бы вам обрести лучшее понимание этого ключевого момента. ќпишите все, что вы видите или чувствуете. √оворите громко и вн€тно.

4. — помощью потока образов продвигайтесь вперед, от самого раннего ключевого момента вашего развити€ к следующему, вытекающему из него.

5. ќбогащайте каждое такое воспоминание, описыва€ его с мельчайшими чувственными подробност€ми.

6. ѕродолжайте процедуру до тех пор, пока не достигнете насто€щего времени.

7. Ќаконец, уделите несколько минут подробному словесному выражению того, насколько лучше вы стали себ€ чувствовать после таких обогащенных воспоминаний и как изменилось ваше понимание и воспри€тие.

ћгновенное воспроизведение

ѕри работе с воспоминани€ми можно по-разному использовать методику просмотра образов.  —” €вл€етс€ лишь одним из многочисленных способов. ѕоток образов может помочь вам более глубоко усвоить прослушанные лекции, уроки, смысл разговоров, практически любые виды зан€тий, независимо оттого, было это несколько лет или п€ть минут назад.

ƒл€ этой цели € использую метод мгновенного воспроизведени€, названный так в честь спортивных телекомментаторов.

ћетод мгновенного воспроизведени€ был впервые разработан и показан мне ныне покойным доктором –аймондом  амероном.

я усовершенствовал и применил технику доктора  амерона в соответствии с теорией и практикой потока образов. ѕоскольку € считаю, что мне удалось существенно изменить ее, € также должен нести ответственность за все недостатки метода, описанного в следующем разделе.

¬ыбирайте, что вспоминать

¬ методе мгновенного воспроизведени€, в отличие от  —”, вы сами выбираете, что будете вспоминать. ¬озможно, вы просто хотите более глубоко проникнуть в суть прежнего разговора с кем-то. ћожет быть, недавно посетив семинар или урок, вы считаете, что в нем содержалось больше, чем вы смогли вынести. »ли вы хотите еще раз прочувствовать и осмыслить краткую встречу со знаменитым человеком, крупным специалистом в вашей области. »ли, как спортсмен, хотите восстановить свою последнюю игру или соревновани€.

ѕо мере обретени€ опыта вы увидите, что, использу€ метод мгновенного воспроизведени€, любое событие, сколь бы малым и незначительным оно вам ни показалось, наполн€етс€ неожиданным и глубоким смыслом. Ќапример, если вы воспроизводите лекцию или семинарское зан€тие, то можете извлечь такие нюансы, о которых не подозревает и сам преподаватель.

ћетод мгновенного воспроизведени€ имитирует способ воспри€ти€ мира истинным гением. ѕри этом р€довые ситуации обретают многослойность значений, метафоричность и глубину. ¬оспроизведение собственного опыта с помощью прогона образов подобно наблюдению восхитительного заката во всем его богатстве красок человеком, который до сей минуты был дальтоником.

ѕревращаем лимоны в лимонад

 ак и в методе  —”, не все моменты, выбранные вами дл€ мгновенного воспроизведени€, могут оказатьс€ при€тными. ќднако метод дает вам возможность превратить лимоны в лимонад, извлека€ из самых неловких, обескураживающих или раздражающих эпизодов полезные и содержательные уроки.

4.19.3. ѕодготовка к воспроизведению

ћгновенное воспроизведение следует выполн€ть как можно ближе к самому событию. –азумеетс€, «как можно ближе» простираетс€ до нескольких лет, если вы выбрали давнее событие. ¬оспользуйтесь партнером-слушателем или магнитофоном. ≈сли вы работаете с партнером, то хорошо бы (хот€ и необ€зательно), чтобы в прошлом он пережил подобный опыт.

 огда вы в первый раз попытаетесь восстановить событи€ методом мгновенного воспроизведени€, то очень полезно выбрать важный и поучительный случай, преисполненный дл€ вас глубокого смысла. ”спех поможет вам закрепить навык и в дальнейшем упростит вы€вление смысла более ординарных событий, уроки которых незаметно ускользнули от вашего сознательного внимани€.

“ехника мгновенного воспроизведени€

ѕредставьте себе, что вы астронавт, только что вернувшийс€ после выполнени€ необычного задани€. —ейчас вам предстоит подробнейшим образом рассказать обо всех перипети€х вашей миссии дотошному ученому, который будет анализировать ваш рассказ.

1. «акройте глаза и добейтесь бархатно-гладкого дыхани€.

2. ¬ызовите конкретное воспоминание выбранного вами событи€.

3. ѕоследовательно опишите событие по мере его логического развити€ в соответствии с правилами просмотра образов. Ёто значит, что рассказывать нужно только в насто€щем времени и с многочисленными чувственными подробност€ми. ¬аш партнер должен свести свои замечани€ к минимуму.

4. «а первые 4-5 минут расскажите обо всех своих впечатлени€х, действи€х и физическом состо€нии.  ак и при обычном просмотре потока образов, не стесн€йтесь приукрашивать и сочин€ть, если это помогает поддерживать воображение.

5. Ќу а теперь, отдав дань чувствам, начинайте открывать дл€ себ€ более абстрактные вещи. —вободно комментируйте и выносите свои суждени€ о всем проход€щем. Ќе заботьтесь, чтобы ваши суждени€ были умными или правильными: если они возникли в вашем мозгу, значит, они имеют значение.

6. ¬скоре образы могут начать странно или причудливо измен€тьс€. »х могут заменить совершенно новые, на первый взгл€д не св€занные с исходными. Ёти новые или измененные образы есть ответы более обширной, подсознательной части вашего «€», они в символической форме представл€ют собой послание о сути воспроизводимого событи€. ≈сли вы еще какое-то врем€ не будете отвлекатьс€ от потока образов, то понимание обрушитс€ на вас внезапно — €рким, всеохватывающим прозрением. Ёто то, что јвраам ћаслоу назвал моментом «Aral».

7. ѕродолжайте свое описание 20 или 30 минут, пока вы не достигнете этого самого «јга!»

Ћучшие идеи приход€т под занавес

ѕри творческом приеме, известном под названием «мозгова€ атака», люди оглашают новые идеи свободно, не забот€сь об их качестве.  ак правило, самые лучшие идеи приход€т в конце сеанса мозговой атаки, когда участники полностью расслабились и наиболее восприимчивы. јналогично и мгновенное воспроизведение — усиливаетс€ под конец сеанса. «»деи под занавес» оказываютс€ самыми важными.

ќт 15 до 30 минут в день

≈сли вы каждый день будете тратить от п€тнадцати минут до получаса на мгновенное воспроизведение, то где-нибудь на 20-21-й день вы ощутите глубокие преобразовани€ в своем воспри€тии и в жизни. ¬еками люди стремились к тому, чтобы вернуть ускользнувшие моменты жизни, исправить свои ошибки. ћетод мгновенного воспроизведени€ предлагает нечто весьма близкое к этому.

 ак мы видим, развитие личности происходит за счет обратной св€зи — неразрывного потока поступков и реакций на них методом проб и ошибок. ѕросмотр образов позвол€ет вам снова и снова прокручивать замкнутый цикл обратной св€зи — до получени€ необходимого результата.

–азвитие креативности

„итайте в рубрике «–азвитие креативности»:

/ ”силение обратной св€зи

–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам
¬се рубрики